Новости "Гражданского контроля"

Что за фигура – «наблюдатель»?
30-08-2012, 19:37    /    Общественная палата РФ

Что за фигура – «наблюдатель»?
30 августа в Общественной палате прошло заседание Комиссии по развитию гражданского общества, посвященное расширению возможностей НКО по наблюдению за выборами.



В частности, обсуждался правовой статус общественных наблюдателей на выборах: по действующему законодательству на выборах представлены только журналисты и представители кандидатов. Де-юре общественных наблюдателей нет.



Ранее о необходимости законодательного закрепления статуса общественных наблюдателей на выборах заявляли сопредседатели Рабочей группы ОП по общественному контролю над избирательным процессом Георгий Федоров и Максим Григорьев (подробнее в материалах: «Как облегчить жизнь наблюдателям?» и «Правовой пробел надо ликвидировать»).



Как отметил, открывая заседание, член ОП Иосиф Дискин, сейчас сложилась довольно странная ситуация, когда СМИ могут представлять наблюдателей на выборах, а НКО, которые профессионально ими занимаются, хорошо знают законодательство и правоприменительную практику, такой возможности лишены. «Этот перекос надо исправлять. Нужно предоставлять НКО легальное право участвовать в наблюдении за выборами», — считает Дискин.



Для этого рабочей группой ОП по общественному контролю над избирательным процессом был подготовлен ряд предложений о законодательном закреплении статуса «общественный наблюдатель» от общественных организаций, который должен быть приравнен к статусу наблюдателей от какого-либо кандидата или от СМИ. Правом направления наблюдателей предлагается наделить общественные организации, в уставе которых имеется соответствующая формулировка, и которые созданы не менее чем за год до назначения выборов; общественные объединения, имеющие право принимать участие в выборах представительных органов муниципальной власти, а также федеральную и региональные общественные палаты.



«Такой подход не ограничит практически ни одну из организаций по факту уже занимающуюся общественным контролем. Суть наших предложений в том, что все организации, осуществляющие наблюдение за выборами, вне зависимости от их политических пристрастий или каких бы то ни было других особенностей получат возможность полноценно наблюдать за выборами на основании закона», - пояснил один из авторов предложений, член ОП Максим Григорьев. Он также подчеркнул, что эти предложения не перечеркивают существующую практику, а дают дополнительные возможности. Для того чтобы получить новые права по наблюдению за выборами любого уровня - федерального, регионального, муниципального - организации достаточно будет подтвердить, что в ее уставе в качестве одной из целей зафиксировано наблюдение за выборами. Такая запись есть в уставе большинства организаций в этой сфере». Информационную базу таких организаций предлагается вести Центральной избирательной комиссии. После объявления выборов любого уровня такой организации достаточно будет подать заявление о своем решении наблюдать за выборами в соответствующую избирательную комиссию (центральную, региональную, территориальную) и наблюдатели от нее автоматически получат права, аналогичные правам наблюдателя от кандидата. Кроме того, Максим Григорьев считает, что у избирательных комиссий не должно быть возможности отказать организациям, попадающим в предложенный перечень.



Предложения ОП вызвали оживленную дискуссию. Представитель ассоциации «Голос» Андрей Бузин выступил с общей оценкой российской избирательной системы и гражданского общества, и предложил полностью изменить порядок формирования избирательных комиссий. «Если мы говорим о совершенствовании законодательства, считаю целесообразным наделить те НКО, которые имеют основной целью деятельности защиту избирательных прав, принимать участие в подсчете голосов, то есть позволить им назначать своих членов избиркомов с правом совещательного голоса».



Политолог Игорь Минтусов заявил, что в целом приветствует предложения по усовершенствованию выборного законодательства, выдвинутые Рабочей группы ОП по общественному контролю над избирательным процессом, но с некоторыми оговорками. Он предложил предоставить право наблюдения каждому желающему. «Первое что меня интересует, как гражданина, это возможность контроля за подсчетом голосов на том участке, где я голосую, — отметил он. Политолог считает неправильным, что в настоящий момент у граждан нет возможности наблюдать за ходом подсчета голосов на своем участке.



Председатель Совета Российского общественного института избирательного права Игорь Борисов с этим мнением не согласен. Он, напротив, предложил упорядочить пребывание наблюдателей на участках, а также усилить контроль за поведением наблюдателей на избирательных участках, а кроме того, создать реестр организаций, имеющих право наблюдать за выборами. Его поддержал председатель Координационного совета неправительственных организаций по защите избирательных прав граждан Игорь Богданов, который кроме создания реестра, считает целесообразным ввести обязательную аттестацию организаций, направляющих наблюдателей на участки.



Член ОП Георгий Федоров предложил составлять «черные списки» наблюдателей, которые нарушают законодательство, и не допускать их на избирательные участки. «Если человек один раз пришел на участок, нахулиганил там, или устроил провокацию, то полиция, после соответствующего предупреждения, должна не допускать его к наблюдению на участок», — пояснил он. Кроме того, член ОП считает, что на избирательный участок не должны попадать неподготовленные наблюдатели, «которые не знают избирательного законодательства».



Исполнительный директор ассоциации «Голос» Лилия Шибанова заявила, что поддерживает введение статуса «общественный наблюдатель» только в том случае, если общественные организации получат возможность наблюдать за выборами любого уровня вне зависимости от статуса организации. Кроме того, она высказалась против направления составления пофамильного списка самих наблюдателей, так как в этом случае на них, по ее мнению, может быть оказано давление.



Немало споров вызвал и годичный срок существования общественной организации, которая может направлять наблюдателей на выборы. Тут участники заседания разошлись во мнении — кто-то считает такой срок слишком большим, а кто-то, напротив, недостаточным. Наиболее четкое обоснование установления такого срока дал член ОП Александр Соколов. «Дело в том, что по истечении года каждая организация обязана отчитываться о своей деятельности. Из этого отчета становится понятно, «живая» эта организация, либо «однодневка», — уверен Соколов.



Член президиума ассоциации НКО «Гражданский контроль» Александр Точенов предложил дополнить и уточнить рекомендации рабочей группы ОП с тем, чтобы в будущем «права общественных наблюдателей и представителей кандидатов были одинаковыми».



Подводя итоги мероприятия, Максим Григорьев отметил, что, несмотря на наличие полностью противоположных оценок избирательного процесса со стороны некоторых экспертов и разногласия в деталях, в целом, предложения Общественной палаты поддержаны всеми участниками заседани. В рекомендации решено внести пункт об обязательном предъявлении членами избирательных комиссий наблюдателям и веб-камерам не только итогового протокола, но и каждого бюллетеня.



6 сентября рекомендации будут представлены членами ОП на заседании Общественного научно-методического консультативного совета при ЦИК.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.


> Все новости ГК   |   > Все новости ГК в регионах   |   > Все новости СМИ о ГК

Другие новости по теме: