Публикации
О практике взаимодействия избирательных комиссий ряда субъектов Российской Федерации и правоохранительных органов по рассмотрению жалоб и заявлений о нарушениях законодательства о выборах и референдумах
9-09-2017, 20:51    /    

О практике взаимодействия избирательных комиссий ряда субъектов Российской Федерации и правоохранительных органов по рассмотрению жалоб и заявлений о нарушениях законодательства о выборах и референдумах

О практике взаимодействия избирательных комиссий ряда субъектов Российской Федерации и правоохранительных органов по рассмотрению жалоб и заявлений о нарушениях законодательства о выборах и референдумах

В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) избирательные комиссии субъектов Российской Федерации являются государственными органами субъектов Российской Федерации, организующими подготовку и проведение выборов, референдумов в Российской Федерации в соответствии с компетенцией, установленной настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации.

 

Согласно пунктам 4, 5, 16 статьи 20 Федерального закона избирательные комиссии субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции рассматривают поступившие к ним в период избирательной кампании, кампании референдума обращения о нарушении закона, проводят проверки по этим обращениям и дают лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. 

 

Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, осуществляя подготовку и проведение выборов, в целях обеспечения реализации и защиты избирательных прав граждан Российской Федерации взаимодействуют с государственными органами, учреждениями, организациями и их должностными лицами, в том числе с правоохранительными органами и судами.

 

При рассмотрении обращений избирательные комиссии вправе вносить представления о проведении соответствующих проверок и пресечении нарушений в правоохранительные органы и органы исполнительной власти. Указанные органы обязаны в пятидневный срок, если представление получено за пять и менее дней до дня голосования - не позднее дня, предшествующего дню голосования, а если в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно, принять меры по пресечению этих нарушений и незамедлительно проинформировать о результатах обратившуюся комиссию. Если факты, содержащиеся в представлении, требуют дополнительной проверки, указанные меры принимаются не позднее чем в десятидневный срок. 

 

Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, а также их должностные лица обязаны оказывать комиссиям содействие в реализации их полномочий. 

 

Избирательные комиссии, определяя правоохранительный орган, в который необходимо обратиться с представлением о проведении соответствующей проверки и пресечении нарушений, обязаны исходить из компетенции этих органов, установленной федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации. При этом избирательные комиссии устанавливают контроль за сроками рассмотрения представлений и получения мотивированных ответов. 

 

Эффективность работы по выявлению фактов нарушений избирательного законодательства, объективность и полнота анализа информации, необходимой для принятия оперативных решений, а также результативность деятельности по их пресечению зависят от уровня организации взаимодействия избирательных комиссий с органами внутренних дел, органами прокуратуры, территориальными органами Росохранкультуры и Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, иными органами, оказывающими содействие избирательным комиссиям в реализации их полномочий, а также судами. При этом основополагающими звеньями в организации такого взаимодействия являются выработка плана совместных действий в период избирательной кампании, его согласованное последовательное осуществление и постоянный обмен необходимой информацией о правонарушениях, формах и методах их пресечения.

 

При получении информации о призывах к насильственному изменению конституционного строя, нарушению целостности Российской Федерации, к совершению массовых беспорядков, к действиям, нарушающим равноправие граждан или возбуждающим социальную, расовую, национальную, религиозную вражду, а также о готовящихся террористических актах избирательные комиссии сообщают об этом органам федеральной службы безопасности, органам прокуратуры. 

 

Статьями 1, 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» закрепляется, что органы прокуратуры при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, а также в целях обеспечения надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, установив, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления или административного правонарушения, вправе возбудить уголовное дело или производство об административном правонарушении. Если нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор вправе обратиться с соответствующим заявлением в суд в порядке, предусмотренном статьей 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. 

 

Прокурор при осуществлении надзорных полномочий в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, при этом дела о правонарушениях, предусмотренных ст. 5.1, 5.7, 5.23 - 5.25, 5.45, 5.46, 5.48, 5.52, 5.58, 5.59 КоАП РФ, возбуждаются исключительно прокурором.

 

Место прокуратуры в избирательном процессе обусловлено не только ее правозащитной сущностью, но и координирующей ролью в деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, особенностями предмета осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства о выборах, а также установленными законодательством пределами надзора и полномочиями прокурора в этой сфере правоотношений. 

 

Работники органов прокуратуры в рамках рассмотрения конкретного заявления либо жалобы вправе проводить проверки и требовать от избирательных комиссий предоставления необходимых документов, совершать иные предусмотренные законом действия. Вместе с тем органы прокуратуры своими действиями не должны дестабилизировать нормальное функционирование избирательных комиссий или каким-либо образом вмешиваться в ход избирательной кампании. Установленные Федеральным законом гарантии независимости деятельности избирательных комиссий не освобождают их от обязанности рассматривать по существу акты прокурорского реагирования по фактам допущенных нарушений законодательства. 

 

В соответствии со статьей 75 Федерального закона суды и органы прокуратуры обязаны организовать свою работу (в том числе в выходные дни) таким образом, чтобы обеспечить своевременное рассмотрение жалоб, в том числе избирательных комиссий, в соответствии со сроками, установленными законодательством. Суд извещает избирательную комиссию о поступившей жалобе и вступлении в законную силу решения суда по результатам ее рассмотрения.

 

Согласно подпункту «а» пункта 1 части 2 статьи 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, объектом которых выступают избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации (статьи 141, 1411, 142 и 1421 Уголовного кодекса Российской Федерации) осуществляется следователями Следственного комитета Российской Федерации. К указанным преступлениям относится воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий, нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, фальсификация избирательных документов, документов референдума, фальсификация итогов голосования. 

 

При поступлении в избирательные комиссии информации о конкретных фактах нарушения избирательного законодательства, которые имеют признаки составов указанных преступлений, такая информация может быть направлена в Следственный комитет Российской Федерации для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. 

 

В соответствии с пунктом 31 части 1 статьи 12 Федерального закона «О полиции» на полицию возложена обязанность принимать в соответствии с федеральным законом меры по пресечению в ходе избирательных кампаний, при подготовке и проведении референдумов противоречащей закону предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума; информировать избирательные комиссии, комиссии референдума о фактах выявленных нарушений и принятых в связи с этим мерах; предоставлять по запросам избирательных комиссий, комиссий референдума сведения о наличии неснятой или непогашенной судимости у лиц, являющихся кандидатами на должность Президента Российской Федерации, кандидатами в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, кандидатами на выборные должности местного самоуправления; осуществлять охрану помещений, где хранятся бюллетени для голосования на выборах, референдумах; участвовать в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в помещениях для голосования и на территориях вокруг них; оказывать по запросам избирательных комиссий, комиссий референдума иное содействие в целях обеспечения беспрепятственного осуществления этими комиссиями полномочий, возложенных на них федеральным законом; обеспечивать исполнение соответствующего судебного решения по отстранению члена избирательной комиссии от работы в комиссии, по удалению из помещения для голосования наблюдателей и иных лиц. 

 

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 283 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностные лица органов внутренних дел (полиции) уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных следующими статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: 

 

- 5.6. Нарушение прав члена избирательной комиссии, комиссии референдума, наблюдателя, иностранного (международного) наблюдателя, доверенного лица или уполномоченного представителя кандидата, избирательного объединения, члена или уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума либо представителя средства массовой информации; 

- 5.10. Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах; 

- 5.11. Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом; 

- 5.12. Изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах; 

- 5.14. Умышленное уничтожение или повреждение агитационного материала либо информационного материала, относящегося к выборам, референдуму; 

- 5.15. Нарушение установленных законодательством о выборах и референдумах порядка и сроков уведомления избирательной комиссии о факте предоставления помещений и права на предоставление помещений для встреч с избирателями, участниками референдума; 

- 5.16. Подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах; 

- 5.22. Незаконные выдача и получение избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме; 

- 5.47. Сбор подписей избирателей, участников референдума в запрещенных местах, а также сбор подписей лицами, которым участие в этом запрещено федеральным законом; 

- 5.49. Нарушение запрета на проведение в период избирательной кампании, кампании референдума лотерей и других основанных на риске игр, связанных с выборами и референдумом; 

- 5.69. Вмешательство в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах, либо создание помех участию избирателей, участников референдума в голосовании.

 

Таким образом, сведения о конкретных фактах совершения указанных административных правонарушений могут быть направлены в МВД России для решения в установленном порядке вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении. 

 

Органы внутренних дел содействуют избирательным комиссиям в проведении проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей в поддержку кандидатов, списка кандидатов, достоверности подписей избирателей. На данном этапе содействие осуществляется в привлечении к данной работе экспертов из числа специалистов органов внутренних дел, в том числе работников экспертно-криминалистических подразделений. 

 

Для проверки соответствующей избирательной комиссией достоверности данных, содержащихся в подписных листах и сведений, представленных кандидатами и избирательными объединениями, могут быть сформированы рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, работников аппарата и привлеченных специалистов, членов нижестоящих комиссий, экспертов из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Указанные специалисты направляются для работы в рабочую группу по запросу избирательной комиссии в срок, указанный ею. 

 

На этапе выдвижения кандидатов (списков кандидатов) и их регистрации должно быть установлено следующее: все ли необходимые документы представлены кандидатами; не проводился ли сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата ранее установленного срока, среди граждан, не обладающих активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе, в месте, где сбор подписей запрещен, органом или лицом, которым сбор подписей запрещен, а равно с принуждением либо с предложением вознаграждения; достаточное ли количество подписей собрано для регистрации кандидата; не было ли подделки подписей и подписных листов; не было ли кандидату отказано в регистрации по основаниям, не установленным законом.

 

В ЦИК России поступила жалоба Ю.С. Щапова на постановление Избирательной комиссии Республики Хакасия от 9 августа 2016 года № 184/1387-6-ГД об отказе ему в регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по Хакасскому одномандатному избирательному округу № 35.

Избирательной комиссией Республики Хакасия для проверки сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, отобранных для проверки, были направлены информационные запросы в Управление по вопросам миграции ГУ МВД по Республике Хакасия и ЭКЦ МВД по Республике Хакасия. На основании ответов, полученных из указанных организаций, 361 подпись избирателя была признана недостоверной и (или) недействительной. 

 

В ходе изучения подписных листов в ЦИК России в соответствии с частью 22 статьи 49 Федерального закона была установлена обоснованность выводов Избирательной комиссии Республики Хакасия.

 

Постановлением ЦИК России от 26 августа 2016 года № 43/440-7 в удовлетворении жалобы Ю.С. Щапова на постановление Избирательной комиссии Республики Хакасия от 9 августа 2016 года № 184/1387-6-ГД было отказано. 

 

В ходе избирательных кампаний по выборам всех уровней 18 сентября 2016 года в ЦИК России поступило 616 обращений, подлежащих рассмотрению во взаимодействии с правоохранительными органами. По результатам рассмотрения 73 обращений содержащиеся в них сведения о нарушениях подтвердились либо подтвердились частично.

 

Как показывает практика, наибольшее количество нарушений избирательного законодательства отмечается на стадиях: выдвижение и регистрация кандидатов; проведение предвыборной агитации; проведение голосования и подсчета голосов. 

 

По состоянию на 28 марта 2017 года в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации имеется информация о 20 возбужденных уголовных делах, связанных с нарушениями, допущенными в ходе голосования и установления итогов голосования на выборах всех уровней, состоявшихся 18 сентября 2016 года. Из которых по 12 уголовным делам следственные действия продолжаются, по 2 уголовным делам следственные действия приостановлены, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 208 УПК Российской Федерации (в связи с не установлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого),  по 6 уголовным делам следственные действия завершены, вынесены судебные решения. 

 

Также в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации имеется информация о возбуждении 113 дел об административных правонарушениях, допущенных в ходе голосования и установления итогов голосования. Из которых по 39 делам об административных правонарушениях проверки не закончены, материалы находятся в производстве. В результате проведенных расследований по 13 делам об административных правонарушениях производство прекращено в связи с отсутствием составов административных правонарушений. По 61 делу об административных правонарушениях производство закончено, судами вынесены постановления о признании виновных в совершении административных правонарушений и привлечении к административной ответственности (назначении  административных наказаний в соответствии с КоАП Российской Федерации).

 

В соответствии с требованиями законодательства органы внутренних дел обязаны принимать меры по пресечению в ходе избирательной кампании противоречащей закону предвыборной агитации, предотвращать изготовление подложных и незаконных предвыборных печатных и иных агитационных материалов, устанавливать их изготовителей и источники их оплаты. 

 

В ЦИК России обратилась председатель Регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Республике Калмыкия Н.С. Манжикова с заявлением о предполагаемых нарушениях в ходе избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва.

 

По поручению ЦИК России указанное обращение было рассмотрено Избирательной комиссией Республики Калмыкия во взаимодействии с МВД по Республике Калмыкия.

 

По фактам, изложенным в обращении, 9 августа 2016 года в отношении А.Х. Борлыкова возбуждено дело об административном правонарушении по части 1 статьи 5.12 КоАП Российской Федерации (изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах), проведено административное расследование, по результатам которого 26 августа 2016 года в отношении гражданина А.Х. Борлыкова составлен протокол об административном правонарушении.

 

16 сентября 2016 года постановлением Элестинского городского суда № 5-228/2016 гражданин А.Х. Борлыков признан виновным в совершении указанного административного правонарушения.

 

По факту совершения нападения на агитатора, кражи баннера, срыва более 100 агитационных плакатов кандидата от Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в городе Элисте, возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 161 УК Российской Федерации (грабеж).

 

По факту же уничтожения (повреждения) агитационной продукции (плакатов) вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по пункту 1 части 1 статьи 24 УПК Российской Федерации – за отсутствием события преступления; определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по статье 5.14 КоАП Российской Федерации (умышленное уничтожение или повреждение агитационного материала либо информационного материала, относящегося к выборам, референдуму) по пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП Российской Федерации – за отсутствием состава административного правонарушения, ввиду не достижения на момент совершения правонарушителем возраста 16 лет.

 

В ЦИК России обратилась О.С. Ли с заявлением о предполагаемых нарушениях в ходе избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва.

 

По поручению ЦИК России указанное обращение было рассмотрено Избирательной комиссией Курской области во взаимодействии с правоохранительными органами.

 

По факту подкупа избирателей на УИК № 104 города Курска было возбуждено дело об административном правонарушении по статье 5.16 КоАП Российской Федерации. По результатам расследования принято решение о прекращении производства по делу из-за отсутствия состава административного правонарушения.

 

По факту нарушения законодательства на УИК № 159 г. Курска УМВД России по г. Курску возбуждено дело об административном правонарушении по статье 5.16 КоАП Российской Федерации.

 

В ЦИК России обратился депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва С.М. Катасонов с заявлением о массовом повреждении и хищение баннеров ЛДПР в Сакмарском, Соль-Илецком, Саракташском, Тоцком районах Оренбургской области.

 

По поручению ЦИК России указанное обращение было рассмотрено Избирательной комиссией Оренбургской области во взаимодействии с УМВД России по Оренбургской области.

 

По результатам проверки ОМВД России по Саракташскому району возбуждено дело об административном правонарушении по статье 7.27 КоАП Российской Федерации (мелкое хищение).

В ОМВД Тоцкого района поступило обращение С.М. Катасонова о порче агитационного материала (баннера) ЛДПР. Баннер был размещен с согласия собственника на фасаде магазина. В ходе выезда группы на место происшествия баннер обнаружен не был, в связи с чем была инициирована проверка в порядке статей 144-145 УПК Российской Федерации.

 

По результатам проверки ОМВД России по Соль-Илецкому округу возбуждено дело об административном правонарушении по статье 5.14 КоАП Российской Федерации (умышленное уничтожение или повреждение агитационного материала, относящегося к выборам, референдуму).

 

На территории Сакмарского района в городе Сакмара с ворот дома был похищен баннер. Возбуждено дело об административном правонарушении по статье 7.27 КоАП Российской Федерации (мелкое хищение).

 

В поселке Красный коммунар неизвестные лица повредили баннер ЛДПР. Возбуждено дело по статье 5.14 КоАП Российской Федерации (умышленное уничтожение или повреждение агитационного материала либо информационного материала, относящегося к выборам, референдуму).

 

В целях обеспечения защиты избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, оперативного и всестороннего рассмотрения обстоятельств, изложенных в жалобах заявителей, своевременного и эффективного принятия мер по предупреждению, выявлению, пресечению нарушений законодательства видится целесообразным формирования рабочих групп по предварительному рассмотрению жалоб (заявлений) с привлечением представителей правоохранительных органов. 

 

В ЦИК России поступило обращение Председателя Российской объединенной демократической партии «ЯБЛОКО» Э.Э. Слабуновой о предполагаемой фальсификации итогов голосования на ряде избирательных участков города Казани Республики Татарстан в день голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва 18 сентября 2016 года. А также обращение А.С. Габдульвалеева о несовпадении зафиксированного на видеозаписях числа избирателей, проголосовавших на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва на избирательных участках № 14, № 204, № 260 города Казани Республики Татарстан, и данных строки № 8 протоколов об итогах голосования участковых избирательных комиссий указанных избирательных участков. 

 

24 января 2017 года с привлечением заявителей в ЦИК России в режиме видеоконференции состоялось заседание Рабочей группы по предварительному рассмотрению жалоб (заявлений) на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий, комиссий референдума и их должностных лиц, нарушающие избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, на котором были рассмотрены вопросы, связанные с организацией и проведением голосования 18 сентября 2016 года на ряде избирательных участков, образованных в Республике Татарстан.

 

В ходе заседания членами Рабочей группы детально были исследованы обстоятельства, изложенные в обращениях. Представителями Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан и нижестоящих избирательных комиссий были даны необходимые пояснения. Информация об итогах прокурорской проверки была представлена начальником Управления Прокуратуры Республики Татарстан В.И. Кирилловым.

 

По результатам рассмотрения на заседании Рабочей группы Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан было рекомендовано изучить опыт ЦИК России по организации проверок сведений, содержащихся в обращениях. В частности, проанализировать выводы ЦИК России по итогам комплексной проверки системы избирательных комиссий в городе Санкт-Петербурге и об итогах изучения деятельности избирательных комиссий в городе Санкт-Петербурге, участвовавших в организации и проведении выборов 18 сентября 2016 года, проведенных в связи с поступившими в ЦИК России обращениями участников избирательного процесса (постановление ЦИК России от 16 ноября 2016 года № 65/622-7). 

 

Также Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан предложено сформировать рабочую группу с привлечением участников избирательного процесса для анализа деятельности нижестоящих комиссий и выявления возможных нарушений избирательного законодательства или системных проблем в организации работы участковых избирательных комиссий, а также принятия дополнительных мер реагирования, не выходящих за пределы компетенции избирательных комиссий, в том числе с привлечением правоохранительных органов при наличии на то оснований. 

 

Учитывая изложенное, можно сделать вывод, что тесное и результативное взаимодействие избирательных комиссий субъектов Российской Федерации с правоохранительными органами по рассмотрению жалоб и заявлений о нарушениях законодательства о выборах и референдумах позволяет обеспечить своевременную защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

 

По результатам рассмотрения правоохранительными органами жалоб и заявлений о нарушениях законодательства о выборах и референдумах указанные сведения будут уточнены.

 

Член ЦИК России С.М. Шапиев, 
Правовое управление Аппарата ЦИК России

 

Источник: http://vestnik.cikrf.ru/vestnik/publications/analytics/21137.html

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.


> Все новости ГК   |   > Все новости ГК в регионах   |   > Все новости СМИ о ГК

Другие новости по теме: