СМИ о "Гражданском контроле"

Профессия: наблюдатель

Профессия: наблюдатель
В Общественной палате РФ состоялись слушания на тему: «Расширение возможностей НКО по наблюдениям за выборами». Организаторами мероприятия выступила Комиссия по развитию гражданского общества и взаимодействию с общественными палатами субъектов Российской Федерации совместно с Рабочей группой по общественному контролю над избирательным процессом.
Члены Общественной палаты РФ Иосиф Дискин и Максим Григорьев полагают, что некоммерческие организации нужно наделить правом направлять наблюдателей на выборы. В ходе обсуждения Иосиф Дискин отметил, что «назрело широкое участие общественности в наблюдении за выборами. СМИ могут наблюдать за выборами, а некоммерческие организации, профессионально занимающиеся подготовкой наблюдателей, такой возможности не имеют. Надо им предоставить такую возможность».
Профессия: наблюдатель
Общественная палата РФ планирует обратиться к органам власти с законодательной инициативой внести в нормативы понятие «общественное наблюдение». Позиция ОП РФ заключается в том, что «правом направления общественных наблюдателей следует наделить общественные объединения, в уставах которых имеется соответствующая формулировка (о наблюдении за выборами), и которые созданы за год до назначения выборов; общественным объединениям, имеющим право принимать участие в выборах представительных органов муниципальной власти; Общественным палатам субъектов РФ и Общественной палате РФ».
Профессия: наблюдатель
Максим Григорьев отметил, что пофамильные списки общественных наблюдателей стоит составлять за день-два до начала голосования и направлять их в избиркомы. В свою очередь, принимавшая участие в дискуссии глава ассоциации «В защиту прав избирателей «Голос» Лилия Шибанова не согласна с идеей формирования списков наблюдателей, полагая, что списки попадут в правоохранительные органы, а «людей потом будут запугивать». Также Шибанова предложила наделить правом предоставлять наблюдателей все общественные организации: «Надо дать возможность гражданам быть наблюдателями, и не выпрашивать этот статус у политических партий, и не зависеть от этих партий».
Профессия: наблюдатель
Таким образом, Общественная палата РФ выступает с предложением внести в законодательство поправки, вводящие статус «общественный наблюдатель». Нынешнее законодательство позволяет направлять наблюдателей на выборы только политическим партиям. Также наблюдать за ходом голосования могут и средства массовой информации, однако общественные организации не обладают таким правом.

«Трибуна Общественной Палаты» пообщалась с участниками обсуждения и узнала, почему возникла необходимость в общественном наблюдении:
Максим Григорьев, член Комиссии ОП РФ по региональному развитию и федеративным отношениям, директор фонда «Исследования проблем демократии»:

— На данный момент уже как реальность общественное наблюдение имеет место. Это интерес гражданского общества и общества в целом к наблюдению за выборами, то есть наблюдение, не связанное с деятельностью политических партий и движений. Другими словами, уже есть люди, присутствующие на выборах, организации, готовящие и направляющие своих наблюдателей.

Однако на данный момент пробел в законодательстве заключается в том, что эти люди либо вынуждены связывать себя с какой-то определённой партией, тем самым вступая в договорные отношения с политическими силами, в связи с чем их могут обвинить в ангажированности. Либо эти наблюдатели идут под видом журналистов, представителей средств массовой информации, что также не даёт им, с одной стороны, достаточно прав для наблюдения за выборами, а, с другой стороны, это снижает доверие к ним, возникают различные вопросы от избирательной комиссии, поскольку люди часто не являются журналистами, но идут в качестве представителей СМИ.

В связи с этим наше предложение состоит в том, чтобы узаконить статус общественного наблюдателя, ввести его в законодательство юридически и наделить общественного наблюдателя такими же правами, как и наблюдателя от того или иного кандидата.

В качестве организаций и структур, которые могут направлять наблюдателей, мы предлагаем все общественные организации, в уставе которых прописано, что они могут осуществлять такую деятельность по наблюдению. Также критерием должен выступать тот факт, что организация зарегистрирована как минимум за год до выборов, за которыми они хотят наблюдать. Кроме того, право общественного наблюдения должно даваться региональным Общественным палатам, которые по факту также уже наблюдают. И, конечно, таким правом будет наделена и сама федеральная Общественная палата.

Совсем недавно я прилетел из Амурской области. Там проходят выборы губернатора, и создана общественная наблюдательная комиссия. Вместе с нами они будут наблюдать за выборами. Я встречался с большинством кандидатов, узнавал об их проблемах, вопросах, о том, как идёт сбор подписей муниципальных депутатов на данный момент. Мы договорились о создании «горячей линии», о подготовке наблюдателей, о создании call-центров для наблюдателей. Такая же методика была нами отлажена на выборах глав Омска, Красноярска.
Игорь Минтусов, председатель совета директоров компании «Никколо М», политтехнолог:

— Тема общественного наблюдения очень актуальна, поскольку в обществе существует кризис доверия к институту выборов, и роль общественных наблюдателей, которые могут этот кризис или остановить или, наоборот, углубить, является как никогда актуальной. Очень важный момент — это то, что институт общественных наблюдателей (о чём не все знают) существовал до 2005 года. Но в 2005 году этот институт тихо аннулировали с помощью поправок к соответствующему закону.

Считаю, что состоявшиеся в Общественной палате слушания были чрезвычайно полезными, так как на них были представлены прямо противоположные позиции. Ряд экспертов был представлен, которые уже занимаются независимыми наблюдениями за ходом выборов, а ряд экспертов представляют организации, так или иначе, аффилированные с исполнительной властью. Поэтому была достаточно жёсткая полемика между двумя группами экспертов. Считаю, что у организаторов круглого стола, Дискина и Григорьева, есть возможность найти разумный компромисс между двумя позициями и, соответственно, дать сформулированные предложения от Общественной палаты в законодательные органы власти и ЦИК. В случае принятия поправок может произойти увеличение значимости института общественного наблюдения, и в этом случае будет более жёсткий контроль за действиями исполнительных органов власти, которые сейчас фактически полностью контролируют состав и работу участковых избирательных комиссий.
Георгий Фёдоров, член Комиссии ОП РФ по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов, президент АНО «Центр социальных и политических исследований “Аспект”»:

— Цель состоявшихся слушаний заключалась в том, чтобы рассмотреть возможную законодательную инициативу, вносящую изменения в закон о статусе общественных наблюдателей. Обсуждали, кто такой общественный наблюдатель, какие общественные организации могут выставлять своих наблюдателей. Присутствовали члены Общественной палаты, политологи, политтехнологи, представители организаций, занимающихся наблюдением. Дискуссия была проведена в острой манере. Например, представители «Голоса» заявили, что представители организаций, получающих государственное финансирование, ангажированы, и эти организации не должны признаваться частью гражданского общества.

Поступал ряд конкретных предложений. Например, обсуждалось, должна ли организация быть зарегистрирована за год до выборов, возможность введения «чёрных списков» организаций и наблюдателей за выборами. В целом выдалось конструктивное обсуждение.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.


> Все новости ГК   |   > Все новости ГК в регионах   |   > Все новости СМИ о ГК

Другие новости по теме: