СМИ о "Гражданском контроле"

«Независимое наблюдение за выборами: международный и российский опыт»
19-02-2013, 18:58    /    Гражданский контроль

«Независимое наблюдение за выборами: международный и российский опыт»
2 февраля 2013 года в Торгово-промышленной палате Российской Федерации состоялось заседание круглого стола на тему «Независимое наблюдение за выборами: международный и российский опыт», который был организован региональной общественной организацией «За демократию и права народов» и Российским институтом избирательного права. Представители Российского фонда свободных выборов исполнительный директор Игорь Богданов и специалист Фонда по IT-технологиям Денис Мушинский приняли активное участие в дискуссии по вынесенной на обсуждение проблеме, связанной с наблюдением за выборами в нашей стране и за рубежом.

В заседании экспертной площадки приняли участи депутаты Европейского парламента, российские и зарубежные эксперты, представители ЦИК России, члены Общественной палаты Российской Федерации, члены совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека. От Координационного совета неправительственных организаций по защите избирательных прав граждан в работе круглого стола приняли участи председатель Игорь Богданов и члены Координационного совета Сергей Большаков, Георгий Федоров, Александр Игнатов.

В ходе работы экспертами обсуждались цели и задачи независимого наблюдения за выборами, проблемы международного и общественного наблюдения на выборах различного уровня, правовой статус наблюдателей и др. От ЦИК России в работе круглого стола приняла участие член комиссии Елена Дубровина, которая излагая свою позицию, высказала мнение о том, что менять в законодательстве, затрагивающем вопросы наблюдения за выборами, ничего не надо.

«Я всегда считала институт наблюдения очень важным. Институт наблюдения в действующем законодательстве разработан достаточно полно. По моему мнению, в дальнейшем реформировании нет необходимости», - сказала Дубровина. Она также отметила, что во Франции вообще нет института наблюдения, в то время как в законодательстве РФ чётко отрегулированы права и обязанности.

«Практика показала, что до 1999 года общественные организации имели право посылать наблюдателей, но они крайне редко пользовались этим правом, в основном, когда их кандидаты выдвигались в муниципалитете. Иногда их было очень много, человек по 20, но это не приводило к конфликтам. Наверное, будут какие-то ситуации, когда будет слишком много желающих наблюдать, но в основном наблюдателей мало, на периферии по 2-3 человека», - поделилась опытом Дубровина/

Однако, она отметила, что прошедшие президентские выборы показали, что большое количество наблюдателей снизило уровень недоверия. «Мне кажется, что нужно легализовать приход наблюдателя на выборы. На мой взгляд, давать ли эксклюзивное право ОП РФ, то я уже сказала - менять законодательство не надо, а приходить их представители могут», - полагает Дубровина. Член Общественной палаты Российской Федерации Георгий Фёдоров выразил мнение о том, что наблюдением за выборами могли бы заняться общественные наблюдатели: «Общественная палата РФ, как инструмент и как институт может заняться не только наблюдением, но и обучением наблюдателей». Он напомнил, что в сентябре пройдёт единый день голосования, но выборов будет большое количество: в одном только Подмосковье пройдёт около 300 выборов, в том числе и губернаторские. В связи с этим Фёдоров считает, что общественное наблюдение будет как никогда актуально.

«Мы, как Общественная палата Российской Федерации, выступаем за законодательную возможность общественным организациям выдвигать людей, в качестве наблюдателей, чтобы избежать ситуаций, когда неподготовленные люди наблюдают за выборами. Мы за то, что бы общественные организации, зарегистрированные уже в год Министерством юстиции, могли посылать своих людей», - заявил Фёдоров.

Председатель Координационного совета неправительственных организаций по защите избирательных прав граждан, исполнительный директор РФСВ Игорь Богданов считает, что выборы, на которых всем, кто хочет наблюдать, будут предоставлены самые широкие возможности, но наблюдателей не будет, будут являться самыми честными и справедливыми. По мнению эксперта на сегодняшний день в России представители общественных организаций и НКО существенно ущемлены в праве наблюдать за выборами в избирательных комиссиях, по сравнению с наблюдателями от партий и кандидатов. Сегодня, в рамках действующего законодательства, быть независимым от партий и кандидатов наблюдателем практически невозможно. Это означает, что институт наблюдателей превращен в инструмент борьбы за власть, которую ведут партии и кандидаты. Это существенно противоречит запросам общества, которое хочет видеть независимую (не партийно-кандидатскую), а объективную картину всего того, что происходит на избирательных участках. В поисках удовлетворения своего запроса граждане все больше обращаются к альтернативным источникам информации, например Интернету, где формирование установки происходит молниеносно путем тиражирования порой не очень достоверных фактов (например, избирательная кампания по выборам в декабре 2011 года).

В сложившейся ситуации нужно менять методологию понимания наблюдения на выборах. С одной стороны - есть выборы, как цивилизованный механизм борьбы за власть со своими законами, технологиями и инструментами. С другой - есть процесс наблюдения за выборами, который, ни коим образом, не связан с борьбой за власть, а лишь призван объективно отразить степень законности этой борьбы, т.е. легимитизировать её и полученный результат для граждан (например, международное наблюдение - инструмент легимитизации выборов в мировом сообществе). О каком доверии у граждан может идти речь, когда каждый, кто у нас проигрывает на выборах, что, собственно говоря, вполне естественно, начинает кричать о массовых нарушениях и фальсификациях и обвинять во всем избиркомы.

Широкомасштабное использования web-камер на выборах Президента России 4 марта 2012 года, как опыт объективизации картинки с избирательных участков, более чем наглядно продемонстрировал всем, и даже самым яростным «врагам» избирательной системы Российской Федерации, что ничего противозаконного на избирательных участках не происходит и комиссии действуют в строгом соответствии с нормами действующего законодательства. В этом плане эти выборы ничем не отличались от других, проводимых ранее, но фальшивить и срамить их было уже нельзя, т.к. web-камеры стояли и всю правду «видели». При этом, надо отметить, что web-камеры за власть не боролись, хотя и принимали участие в наблюдении за выборами.

По мнению Игоря Богданова, именно таким должно стать наблюдение за выборами, показывающим объективную картину о партиях, кандидатах и избиркомах. А повсеместное внедрение использования web-камер на выборах разного уровня существенно поможет решить ряд проблем, в том числе, и снять опасения зампреда ЦИК России Леонида Ивлева относительно увеличения числа наблюдателей на выборах в виду значительного расширения многопартийности. По-настоящему независимых наблюдателей на выборах не может быть много!

Присутствовавший на заседании круглого стола исполнительный директор АНО «Институт общественной электоральной дипломатии» Сергей Большаков в своем выступлении обратил внимание экспертов на необходимость изучения представителями наших НКО зарубежного опыта и, прежде всего стран СНГ, участия различных институтов гражданского общества в наблюдении за выборами внутри страны. Для этого важно, чтобы представители общественных организаций России наряду с дистанционными формами мониторинга выборов активнее принимали участие в различных Миссиях по наблюдению за выборами за рубежом. По мнению эксперта, - ... Практика еждународного наблюдения на выборах в странах Содружества сложилась таким образом, что в миссиях международных наблюдателей от СНГ работают люди государственные: депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, руководители и члены избирательных комиссий. И это, безусловно, правильно, потому что современные требования к международному наблюдателю очень высоки. Как известно, он должен обладать познаниями в области международного права, избирательного права, избирательных технологий, в политологии, социологии, должен иметь опыт участия в избирательных кампаниях в том или ином статусе, уметь оперативно осваивать особенности законодательства принимающей стороны, учитывать местные политические, экономические, конфессиональные реалии и так далее. Но запрос гражданского общества на участие в народной дипломатии, в том числе в международном наблюдении на выборах уже сформировался, он реально существует».

Президент Гильдии российских адвокатов Гасан Мирзоев уверен, что необходима детальная правовая регламентация наблюдения за выборами. «Имею неоднократный опыт участия в качестве наблюдателя и могу сказать только одно: нужна детальная правовая законодательная регламентация представителей этих организаций, ведь мы понимаем, что общественный контроль необходим. Или как минимум соблюдение законов страны пребывания, куда люди приехали в качестве наблюдателей», - считает Мирзоев. Он также подчеркнул, что наблюдатели должны чётко знать свои функции.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.


> Все новости ГК   |   > Все новости ГК в регионах   |   > Все новости СМИ о ГК

Другие новости по теме: