Новости "Гражданского контроля"

Выборы в парламент Эстонской Республики (Рийгикогу) прошли с участием ГК
17-03-2011, 11:37    /    "Гражданский контроль"

Выборы в парламент Эстонской Республики (Рийгикогу) прошли с участием ГК
6 марта 2011 г. Александр Брод - сопредседатель Ассоциации "Гражданский контроль" в составе миссии наблюдателей Европейского центра геополитического анализа наблюдал за ходом выборов в законодательный орган власти Эстонии - Рийгикогу.

За ходом выборов также следили наблюдатели из России, Германии, Норвегии, Латвии, Польши, Албании, Чехии, Молдавии, Украины, Тайваня, Нидерландов, Словакии, Армении, Грузии, Ливана, Турции, Италии, Австрии, США и Ирана.

Предварительно оценивая подготовку к избирательной кампании, организацию и результаты выборов, можно отметить, что наблюдателями не было отмечено прямых, грубых и вопиющих нарушений избирательного законодательства, которые могли бы поставить под сомнение как законность, так и демократичность состоявшихся выборов и легитимность избранного высшего законодательного органа.

Вместе с тем, обращают на себя внимание:
1. зафиксированные наблюдателями нарушения правил организации выборов;
2. пренебрежение работниками участковых избирательных комиссий отдельными процедурными вопросами;
3. нарушения и сбои в работе сервера и программного обеспечения Республиканской избирательной комиссии;
4. необычно активное предварительное голосование и голосование через Интернет;
5. сомнения в достаточной защищенности прав избирателей при голосовании через Интернет;
6. отсутствие процедур обеспечивающих равенство возможностей для всех без изъятия субъектов избирательного процесса;
7. а также различие в избирательных правах для значительных групп населения республики.
Указанные выше обстоятельства говорят о наличии в Эстонии законов, правил, процедур и обычаев способствующих прямому и косвенному неравенству как граждан, так и постоянных жителей республики в отношении возможности реализовать своих конституционные права на участие в управлении страной посредством выборов органов представительной власти.


Основы политической и парламентской системы Эстонской республики

Эстония является обычной парламентской демократией восточно-европейского образца. Президент ЭР выполняет в основном представительские функции. Местные самоуправления относительно независимы от парламента, правительства и президента, но обладают значительными ресурсами. Начиная с 1995 года выборы в Рийгикогу проводятся раз в четыре года в первое воскресенье марта.


В состав однопалатного эстонского парламента (Рийгикогу) входит 101 депутат, избираемый на четырёхлетний срок по пропорциональной системе по партийным спискам. Право участия в выборах имеют только партии и одиночные кандидаты (избирательные союзы или блоки партий после выборов 1995 года не допускаются). Последние существенные дополнения и изменения в избирательное законодательство предусматривали возможность голосования через Интернет и запрет уличной политической рекламы в агитационный период избирательной кампании.

Выборы в Рийгикогу в Эстонии в соответствии с Законом о выборах прямые, всеобщие, равные. Голосование является тайным. Каждый избиратель имеет один голос. Право голоса на выборах в Рийгикогу имеют граждане Эстонии, достигшие возраста 18 лет. Пассивным избирательным правом а парламентских выборах граждане Эстонии обладают начиная с 21 года. В выборах не могут принимать участие лица осужденные судом за уголовные преступления и отбывающие тюремное наказание. Не имеют права участвовать в выборах в качестве кандидатов в депутаты кадровые военные Сил Обороны ЭР. Постоянно проживающие в Эстонии иностранцы, а также «лица без гражданства» правом голоса не обладают (вне зависимости от страны рождения и срока проживания в Эстонии). По данным эстонского Регистра народонаселения на начало 2010 года эстонского гражданства не имело около 16% всего населения республики. В том числе 7,4% населения составляют лица без гражданства, а 8,5% из числа «бывших советских граждан» имеют гражданство России. Всего население Эстонии составляло на 1 января 2010 года 1 340 127 человек.

Парламентские выборы проходят в 12 многомандатных округах. Количество мандатов в том или ином округе перед каждыми выборами утверждает Республиканская избирательная комиссия, исходя из численности, проживающих на территории каждого округа и имеющих избирательное право, граждан Эстонии. Применяется пропорциональная избирательная система с открытыми на уровне округов избирательными списками, и закрытым общереспубликанским партийным списком. Для прохождения партии в парламент применяется 5% общереспубликанский барьер. Для одиночных кандидатов применяется такой же 5% барьер, но выставлять свою кандидатуру отдельный гражданин Эстонии может только в одном из двенадцати избирательных округов. В истории современной Эстонии никогда ни один одиночный кандидат не смог даже приблизиться на парламентских выборах к заветному 5% барьеру.


Как правило, участие граждан в качестве кандидатов в депутаты проходит по партийным спискам. В партийный список может быть включен только член данной партии или беспартийный кандидат. Выборы по партийным спискам в значительной степени ставят прохождение в парламент того или иного кандидата в зависимость от партийной бюрократии и партийного руководства. Порядок формирования партиями избирательных списков законом не регулируется, действуют только внутрипартийные уставные нормы, правила и традиции. Принцип партийных выборов принятый в Эстонии ( особенно смешение голосования на парламентских выборах одновременно и за партийный список, и за отдельного кандидата) культивирует неравенство возможностей граждан принимать участие в избирательном процессе и быть избранными.


Описанные выше особенности эстонской избирательной системы ставит меньшинства (этнические, языковые, этнокультурные, и т.д.) в заведомо проигрышное положение. В том числе и в ходе распределения парламентских мандатов. После распределения мандатов по округам, совокупность голосов, отданных за партии, не преодолевшие пятипроцентный барьер, распределяется в качестве компенсационных мандатов среди прошедших в парламент партий. Чем больше партия собрала голосов, тем больше она получит компенсационных мандатов. Маленькие партии не получают ничего. Меньшинства, сосредоточенные в компактных местах проживания, вообще лишены возможности иметь свое представительство в парламенте, для них не создано системы квот, рекомендуемой в таких случаях европейскими организациями, не предусмотрено каких-либо иных гарантий участия в выборах.

Закон предусматривает голосование в день выборов, предварительное (досрочные) голосование и электронное голосование через Интернет на сайте Республиканской избирательной комиссии, а также голосование при помощи мобильного телефона. В случае традиционного голосования избиратель вписывает в бюллетень номер кандидата в депутаты, которому он хочет отдать свой голос. В случае электронного голосования избиратель делает это на сайте избирательной комиссии. Интеренет- голосование начинается 24 февраля и заканчивается 2 марта. Избиратель имеет право в ходе электронного голосования неоднократно менять свое решение. Действительным становится последний по времени отданный им голос. Голосование через Интернет основывается на законодательном признании электронной подписи. Распространения права электронной подписи и на мобильную телефонию сделало возможным и голосование посредством мобильного телефона. Эстонское избирательное законодательство не регулирует ни права граждан, ни обязанности избирательных комиссий для обеспечения в ходе интернет голосования свободы и тайны голосования. Надо отметить, что невозможность обеспечения тайного голосования избирателя является основной проблемой при голосовании дистанционным способом.

В настоящее время в Эстонии официально зарегистрировано 13 политических партий. В выборах приняли участие 9 партий и 32 независимых кандидата.

Из 580 тыс. 264 избирательных бюллетеней, поданных 6 марта на парламентских выборах в Эстонии, действительными по решению избирательных комиссий были признаны 575 тыс. 133, недействительными - 5131 бюллетень. Об этом 10 марта сообщили в республиканской избирательной комиссии (РИК), отметив, что, таким образом, каждый 113-й избирательный бюллетень был аннулирован при подсчете поданных голосов. Это примерно 0,9% всех бюллетеней. По итогам парламентских выборов в Эстонии в 2007 г. было выявлено 5250 недействительных бюллетеня для голосования. Наблюдатели отмечают, что причиной столь высокого процента недействительных бюллетеней могут являться особенности системы голосования: не всегда понятен почерк избирателя, не каждый избиратель четко осознает порядок голосования.
Уточненные данные были приведены после повторного пересчета всех голосов избирателей. Окончательная явка избирателей на парламентских выборах 2011 г. была повышена с первоначальной цифры в 62,9% до 63,5%, то есть на 0,6%. В РИК не уточняют, каким образом в первоначальном пересчете голосов избирателей голосов избирателей оказалось на 0,6 % голосов меньше - это порядка 5 000 голосов, то есть примерно одно место в парламенте. В то же время результаты партий и количество полученных ими мест в парламенте нового созыва остались неизменными, утверждают в РИК.

Наблюдатели обратили внимание на то обстоятельство, что результаты массового предварительного голосования (преимущественно через Интернет) сильно отличались от результатов показанных в ходе обычного голосования 6 марта. Почти четверть миллиона избирателей (249 тысяч), т.е. 27,4 % от общего их числа, не дожидаясь 6 марта, уже отдали свои голоса той или иной партии, тому или иному политику. По убеждению председателя Республиканской избирательной комиссии Хейки Сибуля, то, что активность в ходе начавшегося с 24 февраля предварительного голосования превысила прежние показатели, объясняется, прежде всего, тем, что заметно выросло число проголосовавших электронным путем.
Сразу после окончания процедуры выборов начался подсчет голосов. Сначала были обнародованы результаты предварительного и интернет-голосования. Первые четверть миллиона подсчитанных голосов отдали предпочтение Партии реформ (33%), IRL (23%), социал-демократам (19%) и меньше всего оппозиционной Центристской партии (16%).

В конечном итоге же на выборах победу одержала правящая Реформистская партия, которую возглавляет премьер-министр Андрус Ансип, набравшая 28,6% голосов, что соответствует 33 мандатам в парламенте.

На второе место вышла оппозиционная Центристская партия - 23,3% (26 мандатов), на третьем месте партия "Союз Отечества и Республика" - 20,5% (23 мандата), на четвертом месте Социал-демократическая партия - 17,1%. (19 мандатов).
Только эти четыре партии сумели преодолеть 5-процентный барьер, необходимый для прохождения в парламент. Ни один из независимых кандидатов в парламент не прошел.

Русскую общину на выборах представляла Русская партия Эстонии (РПЭ), которая набрала лишь 0,9% голосов и не прошла в парламент.

В РИК также признали технический сбой программы передачи данных о подсчете голосов избирателей в режиме реального времени продолжительностью 1,5 часа и возложили всю ответственность на IT-фирму. РИК намерен потребовать от фирмы материальную компенсацию.


Предварительное голосование и голосование через Интернет


У наблюдателей возникло множество вопросов, связанных с чрезвычайно большим количеством людей, проголосовавших досрочно (249 тыс. избирателей или 27,4 % от общего числа зарегистрированных избирателей). Досрочное голосование, как правило, потенциально представляет много возможностей для подтасовок, а также не гарантирует прямого, свободного и тайного волеизъявления.

Удаленное Интернет-голосование на выборах в Рийгикогу стало первым в мире и Европе случаем использования сети Интернет в общегосударственном масштабе в качестве способа голосования на парламентских выборах. Интернет-голосование является дополнительным, но не обязательным способом голосования. По мнению наблюдателей, подобный способ голосования не застрахован от манипуляций.

Сбой на сайте РИК возложен избиркомом на компьютерную фирму Helmes и оценен в 8500 евро. Компьютерная система РИК зависла во время подсчета голосов почти на полтора часа, в результате данные пришлось опубликовывать в социальных сетях Twitter и Facebook. Фирма Helmes использовала программное обеспечение с открытым кодом, которое доступно всем бесплатно. Оно зависло, не выдержав повышенной нагрузки - утверждает представители компании. По их словам, в избиркоме знали об использовании такого программного обеспечения и не возражали, поскольку это сэкономило государству более 120 тысяч евро. Дублирующей системы на коммерческой основе условия госзаказа не предусматривали - это подтверждают и другие участники конкурса.

Занявшая на выборах второе место Центристская партия считает, что электронное голосование сопряжено с определенными рисками, в результате которых часть голосов может быть потеряна.

Генсек Центристской партии Прийт Тообал сказал порталу Uudised ERR, что д сожалеет о своем голосе, отданном электронным путем на выборах в местные органы власти в 2009 году. «У меня до сих пор нет чувства уверенности, я боюсь, что мой голос пропал, или, что того хуже, ушел на счет какого-то другого кандидата», - сказал он.

По оценке Тообала, электронное голосование также сопряжено с риском давления на голосующего, так как избирательные участки самопроизвольно образуются по месту нахождения избирателя — дома, на даче, в офисе, в палатке, то есть там, где избирательная комиссия не может контролировать процесс.

Генсекретарь правящей партии Союза Isamaa и ResPublika Кен-Марти Вахер сказал, что интернет-голосование является внятным эстонским символом, а его партия уверена в безопасности электронных выборов

Доказать защищенность ни одной электронной системы нельзя, доказать можно только ее отсутствие, сказал разработчик эстонской системы электронного голосования Тарви Мартенс.

Республиканская избирательная комиссия направила на обсуждение в Государственный суд жалобу от студента тартуского университета Пааво Пихельгаса, который ходатайствует об аннулировании электронных голосов, так как считает концепцию электронного голосования небезопасной.

По оценке Пихельгаса, программное обеспечение, используемое для проведения электронного голосования на выборах в Рийгикогу, имеет проблемы с защитой, которые ставят под сомнение соблюдение тайны голосования и поступления данных на сервер Республиканской избирательной комиссии. Он описал созданный его собственными руками вирус, который в момент, когда человек кликает на имя выбранного кандидата, блокирует поступление сигнала на сервер и выбрасывает на экран очень похожую — практически идентичную по дизайну — страницу. Все выглядит так, будто голосование состоялось, на деле же выбор сделать не удалось.

В качестве одной из возможностей разрешения проблемы, Пихельгас предложил то, чтобы проголосовавший электронным путем человек получал подтверждение о том, что его голос учтен, на бумаге.

Нарушения на избирательных участках и при подсчете голосов
Обращают на себя внимание отклонения от правил при подсчете голосов. Отсутствует единая практика подсчета голосов, процедуры не соблюдались. Бюллетени, которые не были использованы в течение дня, не были погашены, как того требует процедура, до тех пор, пока подсчет голосов не был окончен.

Не во всех избирательных участках подсчет голосов был прозрачным, иногда случалось, что цифры не совпадают. Были случаи, когда в ходе заполнения специальной формы обнаруживалось, что несколько бюллетеней отсутствуют, - заявляют наблюдатели.

Кроме того, были выявлены случаи, когда избирательная кабина была недостаточно широкой или не прикрывалась полностью. Также было сложно распознать наблюдателей и других авторизированных и неавторизированных людей, поскольку таблички с именами были только у членов комиссий. Часто наблюдателей не просили показывать документы.

Административный ресурс
В ходе кампании имели место факты использования административного ресурса, преимущественно на уровне местных самоуправлений:

* · Подписанные вице-мэром Таллинна Денисом Бородичем приглашения на День семьи были разложены в шкафчиках воспитанников детских садов.
* · Позирование старейшин частей города на плакатах проводимого и рекламируемого городом на средства из городского бюджета Дня здоровья.
* · Принятие активистов избирательной кампании партии IRL (Союз Отечества и Res Publica) на службу в министерства и уездные самоуправления в качестве советников.
* · Использование Министерством экономики и коммуникации фотографии и обращения министра Юхана Партса в отосланных прямым почтовым переводом материалах о ходатайстве о пособии на реновирование многоквартирных домов.
* · Отпечатанные и распространенные за счет района Нымме листовки с фотографией старейшины Райнера Вакра (Центристская партия), в которых всех приглашают посетить новый каток по льготной цене.
* · Брошюра с фотографией и обращением Райнера Вакра, напечатанная за деньги налогоплательщиков, знакомит с достопримечательностями Нымме и отправлена по почте жителям избирательного округа.
* · Изданная за счет городской казны брошюра с фотографией и обращением мэра столицы "Таллинн помогает", была отправлена по почте жителям Таллинна вне зависимости от того, нужна ли им помощь.
* · Организованное управой района Нымме посещение театра для пожилых людей, в ходе которого последние получили подарки с именем старейшины района Райнера Вакра (Центристская партия).
* · Реклама Центристской партии в городских учреждениях Таллинна - в инфозале горуправы Таллинна, в управе района Пыхья-Таллинн и в социальном доме по адресу Пальяссааре 37.
* · Социальные работники центра Таллинна вместе с информацией о возможностях голосования принесли своим клиентам и предвыборную рекламу старейшины района Кесклинн Айна Хярма.
* · Вице-мэр Таллинна Эха Вырк и городские чиновники на предназначенной для безработных встрече раздавали рекламу Эхи Вырк.
* · Волостной старейшина Хельме Тармо Тамм (Социал-демократическая партия) послал жителям Пылва предвыборную рекламу, в которой не указал своей партии и должности, оставив впечатление, что это была реклама мэра Пылва с такими же именем и фамилией, который баллотируется в том же избирательном округе по списку Центристской партии.

Сомнительные методы предвыборной агитации и пропаганды

Кроме того, наблюдатели отмечают имевшие место изменения в избирательных списках партий в последний момент (Роберт Антропов из Партии реформ в IRL, Дагмар Маттийсен от зеленых в Народный союз, а также члены партий, которые стали баллотироваться как кандидаты-одиночки). Формального нарушения избирательного законодательства в указанных случаях не было, но поспешный (и вынужденный) переход из одного партийного списка в другой или принятие решения баллотироваться в качестве отдельного кандидата могло ввести избирателей в заблуждение.

В ходе выборов ведущими партиями использовалась порочащая конкурентов реклама. Так, рекламные плакаты Центристской партии, размещенные на автобусах, были выполнены в цветах Партии реформ, с провокационными лозунгами, типа: "Нам нравится подъем цен!", что могло ввести избирателей в заблуждение.

С другой стороны, партия "Союз Отечества и Республика" распространяла телевизионное обращение с единственным призывом не голосовать за Центристскую партию. От имени же свое партии "Союз Отечества и Республика" обещал в телевизионной рекламе на русском языке «бесплатное высшее образование», тогда как на эстонском языке это обещание звучит «бесплатное эстоноязычное образование». Русскоязычные избиратели сознательно вводились в заблуждение.

Правящая Реформистская партия активно использовала СМИ для того, чтобы всячески опорочить оппозиционную Центристскую партию.

В прессу неизвестными лицами была организована утечка информации из секретного отчета Полиции Безопасности, в котором на основании данных агентурной разведки и прослушивания телефонных переговоров утверждалось, что лидер центристов и мэр Таллинна Эдгар Сависаар обратился к президенту ОАО РЖД Владимиру Якунину с просьбой оказать спонсорскую помощь в строительстве православной церкви в столичном районе Ласнамяэ, а также якобы предоставить 1,5 евро центристской партии на избирательную кампанию. Эстонская контрразведка отметила в опубликованном на ее сайте документе, что средства на строительство церкви поступили, а Центристская партия денег не получала. Нарушений закона полиция не обнаружила. Тем не менее, скандал со строительством силами русской общины православной церкви в Ласнамяэ был использован националистическими силами для нагнетания ситуации и само строительство подавалось, чуть ли не как "угроза национальной безопасности".

Наблюдатели отметили также телевизионную рекламу Центристской партии, в которой велась игра на страхах русскоязычного населения.

В ходе всей избирательной кампании эстонские СМИ публиковали социологические «прогнозы» далекие от реальных результатов, но поддерживающие высокую популярность правящей партии. По мнению эстонских политологов, представленные в эстонской прессе в ходе предвыборной кампании прогнозы результатов выборов носят исключительно спекулятивный характер и являются эффективным орудием манипулирования.


Участие в парламентских выборах русскоязычного населения


Эстонское законодательство не разрешает лицам, не имеющим эстонского гражданства и проживающим в стране с видом на жительство, выбирать депутатов национального парламента, хотя муниципальное руководство (местные органы власти) они выбирать могут. Таким образом, более 100 тысяч человек или примерно 8% населения страны, были лишены права голоса на этих выборах.

Секретарь Эстонского антифашистского комитета имени Арнольда Мери Андрей Заренков считает, что национальная политика страны повлияла на результаты народного голосования, в котором не смогла принять участие значительная часть русского населения Эстонии. Он заявил, что "из-за национальной политики Эстонии, где 10 процентов населения стали лицами без гражданства, а еще 10 были вынуждены принять гражданство России и потому не смогли принять участие в голосовании, русскоговорящая община не смогла достойно выступить.

"Выборы, на которых более четверти избирателей проголосовали досрочно, были несвободными и частично сфальсифицированными, прежде всего это касается электронного голосования. Многие были вынуждены голосовать в рабочих помещениях и под прямым давлением руководителей предприятий", - считает Заренков.

Эту позицию разделяет один из лидеров эстонской антифашистской организации «Ночной Дозор» Дмитрий Линтер. По его мнению, причина, по которой можно четко сказать, что выборы не являются в полной мере легитимными, это неучастие в них так называемых «серопаспортников», которые по нормальным европейским законам должны были получить эстонское гражданство, но до сих пор не представлены ни в парламенте страны, ни в Европарламенте, хотя у Эстонии есть квота и на этих людей.

Не прошедший по итогам голосования в Парламент Эстонии кандидат от так называемой Русской сборной (список Русской Партии Эстонии) Игорь Куколев обжаловал в Избирательной комиссии Ида-Вирумаа результаты выборов на своем избирательном участке.

Податель жалобы считает, что установление итогов голосования на избирательном участке №8 города Кохтла-Ярве по избирательному округу №7 Ида-Вируского уезда незаконно. Незаконными действиями участковой избирательной комиссии нарушаются права подателя жалобы на подлинность и справедливость выборов.

Оспариваются итоги голосования на участке №8 гор. Кохтла-Ярве по избирательному округу №7, которые отражены в протоколе от 06.03.2011 года.

По мнению подателя жалобы, участковая избирательная комиссия допустила действия, направленные на фальсификацию подсчета голосов, итогов голосования и результатов выборов.

Как следует из документа, текст которого был передан в СМИ 8 марта, это выразилось в следующих действиях участковой избирательной комиссии:


1. Участковая избирательная комиссия закрыла помещения для голосования в 20 часов, но подсчет голосов, отданных в день голосования, проводился не в помещении для голосования, где участковая комиссия обеспечивает обзор всем присутствующим. Отказ комиссии проводить подсчет голосов в помещении для голосования противозаконен и не соответствует требованиям ст.57 «Закона о выборах в Рийгикогу»;


2. Избирательный ящик из помещения для голосования был незаконно транспортирован в другое помещение по ул. Малева 4, гор. Кохтла-Ярве. В этом помещении, которое не закрывалось, был вскрыт избирательный ящик. Однако отверстие в избирательном ящике для вбрасывания избирательных бюллетеней в момент транспортировки и в помещении, где ящик вскрывался, было не опечатано. Поэтому были созданы такие условия, когда можно было, во время транспортировки избирательного ящика в помещение для подсчета голосов, провести действия направленные на фальсификацию подсчета голосов. Эти условия выразились в том, что незаконно транспортировался не опечатанный избирательный ящик в другое помещение, и вскрытие избирательного ящика произошло в помещении, которое по закону не предназначено было для этой цели.


3. Помещение, в котором был вскрыт избирательный ящик, не было закрыто, и во время начала подсчета голосов на столе для подсчета бюллетеней находились в доступе у Эдуарда Одинец список избирателей. При этом Эдуард Одинец, во время избирательной процедуры пользовался для подсчета голосов письменной принадлежностью-ручкой. То есть, создано было такое условие, когда у лица, ведущего подсчет голосов, находилась письменная принадлежность, и доступ к спискам избирателей. Член избирательной комиссии во время подсчета голосов пользовался письменной принадлежностью. Кроме того, участковая комиссия не обеспечила хранение списка избирателей, и не исключила доступ к списку с избирателями.


4. Работу по подсчету голосов проводили шесть членов избирательной комиссии, которыми руководил Эдуард Одинец. И во время подсчета голосов, в комнату неоднократно входили и выходили три члена участковой избирательной комиссии, которые приносили в помещение канцелярские принадлежности и избирательные документы. В числе этих троих членов был и председатель комиссии Виктор Вент. Председатель комиссии унес из помещения списки избирателей. Где хранились затем списки избирателей, не было известно. То есть, созданы такие условия, когда к спискам избирателей могли иметь доступ трое членов избирательной комиссии.


5. Об установлении итогов голосования составился протокол, который подписал председатель комиссии. Однако члены комиссии, которые проводили непосредственно подсчет голосов избирателей, подписи под протоколом не поставили, и участники процесса не смогли выразить свое мнение по процедуре проведения подсчета голосов. Так же не смог внести протокол свои замечания и наблюдатель, присутствующий на этом этапе избирательного процесса.
"Ходатайствую отменить итоги голосования на участке №8 гор. Кохтла-Ярве по избирательному округу №7, которые отражены в протоколе от 06.03.2011 года, и ходатайствую признать незаконными действиями участковой избирательной комиссии", - требует в своей жалобе Игорь Куколев. "Действия участковой избирательной комиссии были направлены на фальсификацию и не соответствуют требованиям Закона о выборах в Рийгикогу", - заключает политик.

Следует отметить, что в целом «Русская сборная» получила лишь 0,9% голосов и не прошла в парламент.
Поданная в уездную Избирательную комиссию Ида-Вирумаа жалоба кандидата от Русской партии Эстонии Игоря Куколева на незаконные действия участковой избирательной комиссии признана необоснованной. Как сообщили эстонские СМИ, председатель комиссии Эве Эаст сообщила, что в ходе заседания избиркома, были проанализированы все факты нарушений, о которых сообщал жалобщик. В результате, комиссия «не нашла фактов подтверждающих представленную жалобу, и приняла решение не удовлетворять ее". Это решение в случае желания можно обжаловать в вышестоящей инстанции.


Выводы


Наблюдателями не было отмечено грубых нарушений избирательного законодательства, которые могли бы поставить под сомнение формальную законность выборов высшего законодательного органа. Вместе с тем, нельзя признать удачным опыт голосования через интернет и посредством мобильного телефона. Безопасность такого рода голосования многими наблюдателями поставлена под сомнение, конкретная претензия передана на рассмотрение в Государственный суд ЭР. Также выборы через интернет не предоставляют убедительных гарантий прямого, свободного и тайного голосования. Обращают на себя внимание и результаты выборов через интернет – явное большинство голосов было отдано в пользу двух партий правящей коалиции при беспрецедентной избирательной активности в ходе предварительного голосования.

Обращает внимание на себя и то, что избирательная и политическая система Эстонии допускает и поощряет наличие законов, правил, процедур и обычаев способствующих прямому и косвенному неравенству как граждан, так и постоянных жителей республики в отношении возможности реализовать своих конституционные права на участие в управлении страной посредством выборов органов представительной власти.

И, наконец, зафиксированные наблюдателями нарушения правил и процедур организации выборов демонстрирует пренебрежение работниками участковых избирательных комиссий отдельными процедурными вопросами.

ЧИТАЙТЕ РАНЕЕ
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.


> Все новости ГК   |   > Все новости ГК в регионах   |   > Все новости СМИ о ГК

Другие новости по теме: