Александр Брод об итогах референдума в Шотландии
22-09-2014, 18:36    /    

Итогов референдума об отделении Шотландии от Великобритании ждали с нетерпением, так как это своего рода индикатор тех центробежных тенденций, которые все больше начинают проявляться в мире. Если сторонники независимости рисовали более или менее радужные перспективы, уповая на наличие нефтяных промыслов в Шотландии и развитую промышленность, то в Лондоне были полны пессимизма: 10% экономики страны приходится на Шотландию, поэтому пришлось бы перекраивать все экономические схемы при колоссальных убытках. Военные единодушно заявляли, что отделение Шотландии – это настоящая катастрофа с точки зрения обороноспособности страны. Непонятно было, как придется поступать с валютой, распределением государственного долга. Поэтому и королева, и правительство Великобритании неустанно заявляли о необходимости для Шотландии остаться в составе страны.

Британская королева Елизавета II во время визита в церковь, подойдя к группе людей, выразила надежду, что люди «очень осторожно подумают о своем будущем». Эту фразу британские СМИ восприняли как предостережение ее величества от независимости Шотландии.

Премьер-министр Великобритании Джеймс Кэмерон во время своего выступления в Абердине призвал избирателей не разрушать семью народов и не отрывать Шотландию от Соединенного Королевства: «Мы должны хорошо представлять себе, что это решение будет необратимым, что повторения референдума не будет. Если жители Шотландии проголосуют за независимость, Британия окажется расколотой, и мы двинемся в будущем разными путями».

Мало того, шотландцам гарантировалась еще большая политическая и экономическая независимость, другие преференции, лишь бы они остались в составе Соединенного Королевства.

До последнего момента, судя по результатам опросов, чаша весов колебалась. Буквально накануне число сторонников отделения составляло 51% против 49%. Однако оставалось еще много тех, кто не определился со своим выбором. В итоге минувшая ночь стала для большинства шотландцев бессонной. Активные жители региона в режиме онлайн, затаив дыхание, следили за процедурой подведения итогов прошедшего референдума. Даже самые именитые политологи не решились предсказать исход голосования.

Согласно окончательным итогам референдума, 55,3% опрошенных граждан проголосовали за сохранение Шотландии в составе Великобритании. ных проголосовали за м, 55,3 шая полтическая и экономическая независолмть Явка во всех 32 Советах Шотландии составила 84,5%, в некоторых местностях она доходила до 90%.

Первый шотландский министр Алекс Салмонд, лидер движения за независимость, признал поражение. При обращении к собственным сторонникам он сделал заявление о том, что активные жители Шотландии проголосовали против обретения независимости. Со своей стороны Дэвид Кэмерон, возглавляющий британское правительство, на собственной страничке в Twitter уже сообщил, что поздравил Алистера Дарлина, лидера унионистов, с успешно проведенной кампанией и реальным сохранением единства Великобритании.

В ближайшее время Эдинбургу и Лондону предстоит провести пересмотр условий Акта об Унии 1707 г., в соответствии с которым Шотландия является реальной частью Соединенного Королевства – в том числе придется проанализировать причины столь резкого раскола Шотландии на сторонников и противников независимости. Ведь противники независимости победили с весьма небольшим перевесом.

Однако уже сейчас многие эксперты уверены, что шотландский референдум, в первую очередь, это свидетельство провала политики правительства в Лондоне. В самом деле, кампания сторонников независимости строилась на том, что правительство страны уже многие годы не способно решить важнейшие социальные проблемы, среди которых, прежде всего, назывались здравоохранение, образование и занятость. А поэтому, утверждали сторонники независимости, необходимо взять власть в свои руки и больше не зависеть от правительства консерваторов. При этом свое будущее сторонники независимости видели скорее в «левых» тонах, близких лейбористам и социал-демократам. Политика консерваторов, пытавшихся вернуть в экономику страны рыночное начало, конкуренцию и независимость от государственного регулирования, не находила отклика у многих шотландцев, видевших воплощение их мечты скорее в патерналистской скандинавской модели социализма.

Уход Шотландии в какой-то мере развязал бы руки английским консерваторам, и для них открылись бы возможности для более радикального реформирования экономики. Теперь правительству придется еще активнее лавировать между «левыми» и «правыми» настроениями, рискуя окончательно утратить последовательность своей политики. Результат референдума о независимости Шотландии существенно повлияет на перспективы референдума о пребывании Великобритании в ЕС. Шотландцы в большинстве своем лояльно настроены к Брюсселю и охотно участвуют в программах сотрудничества территорий в рамках ЕС. Отделившись, они бы серьезно повысили шансы сторонников выхода Британии из ЕС, теперь же перспективы взаимоотношений Лондона и Брюсселя имеют весьма неопределенное будущее.

Видимо, помимо уговоров британского правительства, именно негативная позиция Брюсселя по отношению к отделению сыграла свою роль. Там ясно дали понять, что перспектив членства в ЕС у независимой Шотландии нет. В итоге тех, кто хотел независимости при сохранении прописки в ЕС, оказалось достаточно много, и они отказались от голосования «за».

Британия уже не будет прежней после прошедшего голосования. Получат поддержку настроения на усиление федеративных начал в устройстве государства. Не исключено, что в Лондоне оживятся спекуляции вокруг идеи создании парламента Англии. Уэльс и Северная Ирландия захотят получить большую долю общего пирога. Правительство Шотландии получит больше прав и возможностей влиять на политику и экономику на своей территории.

Из всех этих событий можно вынести немало уроков – и главное, сколь внимательно надо подходить к настроениям и целям регионов в составе государства, тем более, что они связаны давними и непростыми историческими отношениями. И уж совсем недопустимо подавлять настрой на независимость силой, с массовым кровопролитием, применением запрещенного оружия, разрушением городов и сел, как это делает официальный Киев по отношению к Новороссии.

Референдум в Шотландии проходил не без проблем. Присутствовавший в качестве наблюдателя член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Игорь Борисов заявил: «Мы отмечаем массу отступлений от международных принципов организации проведения демократических, цивилизованных выборов. Может быть, у шотландцев это считается национальным обычаем, но он отстает от тех требований, которые сегодня предъявляются, в том числе официальными властями Великобритании и других западных государств. Администратор участка, где проходило голосование, подбежал к нам и попытался выхватить фотоаппарат, когда мы находились еще вне здания избирательной комиссии… Из 272 зарегистрированных наблюдателей на 5,5 тыс.
избирательных комиссий реально присутствует очень мало, их практически нет». Также, по его словам, имела место активная агитация во время голосования, был зафиксирован подкуп. И.Борисов отметил и проблемы при подсчете голосов: все бюллетени свезли в огромный ангар, в котором было "сложно следить за процессом подсчета". Он также добавил, что коробки с бюллетенями просто лежали на земле, никто их не охранял. Также, по его словам, на референдуме в Шотландии всем разрешали голосовать без демонстрации паспорта.

Кстати, в недавней программе «Вести недели» были показаны и откровенные фальсификации при подсчете бюллетеней.

Американский телевизионный канал CNN во время трансляции подсчета голосов с референдума в Шотландии сообщил о явке в 110%. Кроме того, на инфографике, которая отображала результаты подсчета голосов, было обозначено, что 58% проголосовало за отделение от Великобритании, 52% – против независимости страны. Позже CNN, заподозрив неладное, изменили картинку на ту, которая более точно отражала реальное положение дел. Согласно ей 48% граждан проголосовали за отделение и 52% — против. Сам телеканал по поводу произошедшего казуса не дал никаких комментариев.

Разумеется, нельзя полагать, что выбор шотландцев остановит раз и навсегда центробежные процессы. Они по-прежнему будут иметь место, и прошедший референдум послужит дополнительным мощным толчком для многих остальных регионов, желающих обрести независимость: Венеции, Каталонии, Корсики, Фландрии. На 9 ноября намечен референдум в Каталонии, который вызывает гораздо большие опасения. Глава Центра иберийских исследований Института Европы РАН Владимир Верников считает, что запланированный на 9 ноября каталонский референдум не состоится, потому что высшие судебные инстанции Испании назвали это голосование антиконституционным. Крайняя настойчивость каталонцев может закончиться кровью, потому что гарантом соблюдения Конституции и территориальной целостности страны является армия. А есть еще и Техас. Техасское националистическое движение призывает следовать примеру Шотландии и выйти из состава США. И надо помнить, что 20 % из 27 млн. жителей Техаса выражают недовольство политикой Барака Обамы. Таким образом, в ближайшее время мы станем свидетелями болезненных процессов в разных точках мира.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.


Другие новости по теме: