Документы ГК - Документы и стенограммы
Официальные заявления >>>
Рекомендации круглого стола «Пути преодоления агрессивной ксенофобии, межнациональной и межрелигиозной розни в период избирательных кампаний» (итоговая версия)
12-10-2011, 08:03    /    

Рекомендации круглого стола «Пути преодоления агрессивной ксенофобии, межнациональной и межрелигиозной розни в период избирательных кампаний» (итоговая версия)
Накануне выборов депутатов Государственной Думы Российской Федерации 4 декабря 2011 г. обостряется партийно-политическая борьба. К сожалению, далеко не всегда она проходит цивилизованно. Так, оппоненты нередко прибегают к ксенофобской риторике, надеясь таким способом привлечь внимание электората. Нередко используются возмутительные предвыборные лозунги и партийные проекты, прямо противоречащие Конституции Российской Федерации, в которой наша страна определяется как многонациональное федеративное государство.

Выборная кампания всегда обнажает и обостряет проблемы, существующие в обществе, в т.ч. проблемы ксенофобии и межнациональных отношений. Именно поэтому в период избирательных кампаний (тем более, на федеральном уровне), необходимо усилить противодействие ксенофобской риторике и противозаконным призывам.

Использование политиками ксенофобской риторики несет большую опасность для современной России. Межнациональная и межэтническая ситуация в стране остается крайне напряженной, о чем свидетельствуют сводки за последние годы об убийствах и избиениях на почве национальной ненависти, трагические события на Манежной площади в Москве, в Ленинградской области, других регионах. Ксенофобские и националистические призывы могут стать той искрой, которая приведет к пожару межэтнических столкновений с непредсказуемыми последствиями.

Поэтому участники предвыборной гонки обязаны избегать националистических, экстремистских призывов и действий в любых их формах. В начале предвыборной кампании 29 августа 2011 г. Президент России Дмитрий Медведев в ходе встречи с лидерами парламентских партий потребовал не допускать разжигания межнациональной розни: "Надо уметь честно побеждать, но надо уметь и проигрывать. Что необходимо исключить в период избирательной кампании, так это попытки межнациональной и межэтнической розни. Это категорически неприемлемо, а также любые призывы к незаконным действиям". В свою очередь, избирательные комиссии всех уровней и правоохранительные органы должны тщательно следить за предвыборной кампанией партий и кандидатов и строжайшим образом наказывать их за недопустимую агитацию, разжигающую межнациональную и межрелигиозную рознь.
Террористические и экстремистские угрозы на Северном Кавказе, в Москве и ряде регионов России показывают, сколь неотложно должны быть приняты меры борьбы с этим все возрастающим злом. Существующее положение, однако, продолжает усугубляться коррупцией на всех уровнях, медленным реформированием судебной власти и полиции, низкой социальной защищенностью граждан.

Фактически, до сих пор отсутствует государственная политика профилактики ксенофобии и экстремизма. По-прежнему невысока роль правозащитных и антифашистских неправительственных организаций; эти организации не оказывают должного влияния на граждан и власть, – и, как следствие, отсутствует эффективное общественное противодействие идеологии ненависти, ксенофобии, радикализма.

Участники круглого стола сформулировали предложения, направленные на оздоровление жизни общества, снижение уровня ксенофобии, создание социального заслона развитию экстремизма, особенно в период избирательных кампаний.

В такой многонациональной стране, как Россия, согласие и сотрудничество между людьми, принадлежащими к разным этническим, социальным и религиозным группам, является важнейшей ценностью, условием стабильного существования государства, показателем его жизнеспособности и поступательного развития. Люди разных культур и традиций составляют богатство страны, ее творческий потенциал. Значительное позитивное влияние на уровень межэтнической и межкультурной терпимости оказывает опыт личного общения представителей разных национальностей: сегодня существуют сотни этнокультурных общественных объединений, задачей которых должно стать не только содействие развитию этнических и культурных традиций, но и совместная деятельность, общие мероприятия. Нужно поддерживать действующие и создавать новые некоммерческие объединения, которые осуществляют межнациональный и межкультурный диалог, поддерживают и развивают идеи российского согражданства. Участники «круглого стола» считают целесообразным внести следующие рекомендации:

Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации – принять меры по совершенствованию Федерального закона «О национально-культурной автономии» от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ, включив в него положения, создававшие бы возможность активного участия национально-культурных автономий в гражданской жизни страны.

Необходимо совершенствовать антиэкстремистское законодательство, добиваться четкости формулировок, особенно в части понятия «экстремизм»: должно быть исключено его двоякое толкование; недопустима ситуация, когда угроза "экстремизма" используется в качестве инструмента борьбы против политиков, правозащитников и журналистов, выступающих с критикой коррупционеров и недобросовестных чиновников.

Необходимо увеличить сроки давности по рассмотрению преступлений на почве национальной и религиозной ненависти с 2 до 6 лет, усилить ответственность за пропаганду нацистской идеологии и символики. Нельзя допускать выведения дел, связанных с преступлениями экстремистской и агрессивной ксенофобской направленности, из-под юрисдикции суда присяжных. Крайне важно разработать четкие критерии для проведения экспертиз радикальных материалов, отбора квалифицированных экспертов.

Правительству Российской Федерации – усовершенствовать Концепцию государственной национальной политики Российской Федерации, включить в нее положения, направленные на противодействие экстремизму и ксенофобии применительно к современным социально-политическим условиям.

Президенту Российской Федерации, Председателю Правительства Российской Федерации, руководителям субъектов Российской Федерации и муниципальных образований – активнее пропагандировать идеи национального российского единства, давать жесткую оценку инцидентам на почве расизма, экстремизма, осуждать идеологию ненависти, особенно в период избирательных кампаний. Контроль над мерами по противодействию националистической и экстремистской риторике в период выборной кампании должен быть возложен на полномочных представителей Президента России.

Политическим партиям – целесообразно иметь в своих программах сформулированные на основе конституционных и морально-нравственных норм принципы и позиции по вопросам толерантности и противодействия экстремизму в российском обществе, выработать критерии и требования, исключающие пребывание в рядах, а тем более участие в выборах и занятие руководящих должностей, лиц, разделяющих или поддерживающих радикальные националистические взгляды и деятельность радикальных организаций.

Пленуму Верховного Суда Российской Федерации с участием Генеральной прокуратуры Российской Федерации и профильных некоммерческих организаций – проанализировать судебную практику и выработать критерии понятия «агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную рознь, унижающая национальное достоинство, пропагандирующая исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности» и дать судам разъяснения по вопросам его применения.

Правоохранительным органам, судам, невзирая на угрозы со стороны радикалов и акции мести и устрашения, не поддаваться на провокации и жестко пресекать активность экстремистских групп, с учетом того, что подобные преступления представляют угрозу не только для отдельных граждан, но и для сохранения социального мира по всей стране. Необходимо иметь в виду, что экстремистские призывы исходят от лиц и групп, маскирующих свою противоправную деятельность «чаяниями нации». Поэтому подобные провокации не должны отождествляться правоохранительными органами с той или иной национальной принадлежностью. Экстремистские призывы могут исходить от якобы "представителей" любой нации и быть направлены против представителей любой нации.

Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации
– способствовать пресечению ксенофобской риторики на выборах и референдумах; при осуществлении контроля над законностью агитационных материалов активнее принимать во внимание положения, запрещающие использование лозунгов и призывов, которые могут возбуждать национальную, религиозную рознь, унижать национальное достоинство. В случае выявления агитационных материалов, содержащих признаки указанных деяний, незамедлительно направлять их в органы прокуратуры для проведения соответствующей правовой экспертизы и применения предусмотренных законодательством мер.
Общественным объединениям и некоммерческим организациям, представителям гражданского общества, проводящим мониторинг избирательных процессов в Российской Федерации, необходимо уделять повышенное внимание фактам использования в предвыборной агитации лозунгов и призывов, которые могут возбуждать национальную, религиозную рознь, унижать национальное достоинство. Активно выступать в публичном пространстве по данным проблемам, добиваться адекватной правовой оценки ксенофобских призывов и строгого правоприменения.

Общественной палате Российской Федерации – постоянно взаимодействовать с международными правозащитными антифашистскими объединениями, изучать успешный международный опыт правоохранителей, системы образования, СМИ по профилактике ксенофобии и экстремизма.
Общественным палатам в субъектах Российской Федерации, региональным Уполномоченным по правам человека – оказывать содействие в создании сети антифашистских НКО для мониторинга проявлений нетерпимости, публичных акций в период избирательных кампаний.
Руководителям субъектов Российской Федерации – целенаправленно создавать условия взаимодействия этнических культур, способствовать укреплению идей российского единства. Необходимо осуществлять продуманную молодежную политику, создавать условия для образования и профессионального роста молодежи независимо от места проживания, социальной, этнической, конфессиональной принадлежности. Совершенствовать миграционную политику, включающую социальную адаптацию мигрантов.

Необходимо разрабатывать и реализовывать, с учетом региональных особенностей, стратегии борьбы с распространением межэтнической нетерпимости. Особое внимание следует уделять регионам, где существуют условия для возникновения межэтнической напряженности и конфликтов.
Министерству образования и науки Российской Федерации – исходить в своей деятельности из того, что система образования имеет первостепенное значение для утверждения в обществе гражданского согласия, для неприятия экстремизма. Поэтому необходимо всемерно способствовать тому, чтобы общеобразовательные учреждения, колледжи и вузы России вели систематическую работу по воспитанию учащихся. Необходимо просвещать население в том духе, что российское общество – это единая российская нация, которую составляют граждане различных мировоззрений, вероисповеданий, этнических и культурных традиций. Необходимо внедрять в школьную и вузовскую системы образования концепцию толерантности, расширять знания школьников и студентов о культурном многообразии России, уделять большее внимание изучению истории Отечества с акцентом на участие представителей разных национальностей в великих исторических событиях. Нужно совершенствовать образовательные стандарты, прививая учащимся неприятие идеологии вражды, расизма, неонацизма.

Федеральному агентству по печати и массовым коммуникациям – использовать систему поощрительных грантов, способствующую более полному и объективному отражению мультикультурной жизни России, развитию межэтнического и межконфессионального гражданского единства.
Журналистскому сообществу, как влиятельному гражданскому институту, способному содействовать воспитанию в обществе неприятия лозунгов экстремизма и ксенофобии, следует учитывать, что нередко журналистские публикации по этнической и миграционной проблематике имеют тенденциозный характер, без достаточных на то оснований нагнетают тревогу в обществе. Следует добиваться закрепления и соблюдения в профессиональной журналистской среде корпоративных норм и правил освещения межэтнических отношений, отказаться от языка вражды.
Федеральным и региональным телеканалам – необходимо проводить кампании по пропаганде идей толерантности и гражданского единства. Такие кампании особенно важны в предвыборный период.

Руководителям и собственникам средств массовой информации
– достичь договоренностей в вопросе недопущения к теле-, радиоэфиру, к периодическим печатным изданиям лиц, проповедующих расовую, этническую и религиозную вражду и ненависть и призывающих к насилию, а также ввести запрет на широкую трансляцию их непосредственных высказываний и призывов, – при этом не нарушая свободы слова, свободы выражения мыслей и убеждений. В этом смысле, основываясь на принципах общественной морали и гражданского долга, средствам массовой информации следует осуществлять самоцензуру.

ТЕКСТ В ФОРМАТЕ WORD МОЖНО СКАЧАТЬ ПО ССЫЛКЕ:

Рекомендации круглого стола «Пути преодоления агрессивной ксенофобии, межнациональной и межрелигиозной розни в период избирательных кампаний» (итоговая версия).doc
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме: