Новости "Гражданского контроля"

Александр Брод, сопредседатель Ассоциации "Гражданский контроль" - Об итогах президентских выборов на Украине
28-05-2014, 21:01    /    Гражданский контроль

Александр Брод, сопредседатель Ассоциации "Гражданский контроль" - Об итогах президентских выборов на Украине
Итак, президентские выборы на Украине можно считать состоявшимися, хотя официального подтверждения итогов еще не было. После обработки 95,05% протоколов в электронном виде, Петр Порошенко набирает 54,45% голосов. За лидера «Батькивщины» Юлия Тимошенко проголосовали 12,88% избирателей, за лидера Радикальной партии Олега Ляшко – 8,38%, за лидера партии «Гражданская опоозиция» Анатолия Гриценко – 5,46%, за Сергея Тигипко – 5,28%. Лидер Всеукраинского объединения «Свобода» и одноименно фракции в Верховной Раде Олег Тягнибок набрал 1,16% голосов, лидер партии «Правый сектор» Дмитрий Ярош – 0,7%. Таким образом, набравший после первого тура больше 50% голосов Петр Порошенко становится президентом Украины.

Московское бюро по правам человека анализировало подготовку к выборам и отмечало, что целый ряд факторов мог повлиять на признание их нелегитимными – прежде всего, невозможность обеспечить нормальное голосование в юго-восточных регионах, давление на оппозиционных кандидатов, вопрос о легитимности самих выборов при наличии президента В.Януковича, который официально не складывал полномочия.

Напряженная обстановка на Украине вызвала значительное количество нарушений, зафиксированных на выборах.

Так, украинская гражданская сеть «Опора» зафиксировала порядка 400 нарушений: лидерами в этом плане выступают Киевская область, где выявлено 49 нарушений, Ровенская и Луганская области (по 32 нарушения), Волынская область (27 нарушений).

В Киевской области были отмечены нарушения правил предвыборной агитации и порядка проведения других процедур. На Волыни, кроме аналогичных нарушений, зафиксированы попытки препятствовать ведению избирательной кампании. В Ровненской области избирателей пытались подкупить, а на ход предвыборной кампании оказывали влияние должностные лица.

Около двух десятков нарушений отмечается в Черновицкой, Херсонской, Хмельницкой и Закарпатской областях. Наименьшее количество нарушений было зафиксировано в Житомирской, Ивано-Франковской и Одесской областях.

Кроме того, активисты гражданской сети «Опора» передают, что в Николаеве избирателей запугивают минированием избирательных участков. В частности, в одну из школ приезжали кинологи, спасатели и представители милиции. Избиратели были эвакуированы, а работа избирательной комиссии приостановлена.
Наблюдатели Всемирного конгресса украинцев также зафиксировали ряд нарушений, среди них – агитация на участках и вне их, открытие участков с опозданием, отсутствие избирателей в списках участковых избирательных комиссий, выдача бюллетеней без соответствующих документов, воспрепятствование работе СМИ и наблюдателей.

Вместе с тем было очевидно, что в юго-восточных регионах страны голосование не удастся провести нормально (и не только по вине Киева, но и по вине местных самопровозглашенных властей и различных радикальных группировок, действующих в этих регионах).

Всемирный конгресс украинцев сообщил, что выявленные нарушения и недостатки не повлияли на результаты выборов, а носили одиночный и несистемный характер: «С точки зрения результатов наблюдения миссии ВКУ внеочередные выборы президента Украины 2014 года соответствуют международным стандартам проведения демократических выборов». Ранее и Комитет избирателей Украины, отметивший недостатки в организации выборов, заявил, что «выборы президента Украины на большинстве участков, а это более 90% участков, прошли в соответствии с международными стандартами честных демократических выборов без существенных системных нарушений избирательного законодательства Украины». Министр юстиции Украины Павел Петренко сообщил: «Мы можем констатировать, что выборы по всей стране состоялись, и Минюст заявляет о том, что нарушений, которые могли бы повлиять на результаты выборов, нет… Выборы были демократические, честные и прозрачные. Как констатируют наблюдатели и международные организации, это первые выборы, которые прошли без привлечения административного ресурса. Правительство обеспечило проведение выборов как на законодательном уровне, так и в финансовом, и на уровне безопасности. Мы уверены, что у Центральной избирательной комиссии есть все основания для объявления результатов в установленные законом сроки».

Отметим, что и проигравшие Петру Порошенко соперники признали выборы состоявшимися.

Российский общественный Институт избирательного права и Ассоциация «Гражданский контроль» выпустили совместное заявление, где говорится: «По результатам мониторинга выборов президента Украины 25 мая 2014 года отмечено следующее:

Принцип всеобщего избирательного права не может быть признан соблюденным при проведении выборов президента Украины ввиду того, что существенная часть избирателей была лишена возможности реализовать свое активное избирательное право, избиратели ряда регионов не имели возможности не только проверить свои данные в списках избирателей, проконтролировать их и исправить неточности, но и непосредственно принять участие в важной демократической процедуре – управлении делами государством посредством свободных выборов.

Принцип равного избирательного права не может быть признан соблюденным, поскольку государством не созданы равные возможности кандидатам для проведения их избирательных кампаний, целый ряд кандидатов на должность президента Украины неоднократно подвергались нападениям, физическому насилию и сталкивались с серьезными препятствиями при организации и проведении предвыборных агитационных мероприятий. Наблюдались случаи похищения представителей региональных избирательных штабов кандидатов и давление на них с целью изменения политических взглядов.

В разных регионах наблюдается умышленное повреждение агитационных материалов кандидатов, нападение на агитационные палатки кандидатов, а также уничтожение агитационных материалов.

Положения закона не обеспечивают транспарентность финансирования избирательных кампаний кандидатов, обязывая кандидатов представлять единственный финансовый отчет только после дня голосования (не позднее чем через 15 дней). Это лишает граждан возможности ознакомиться с источниками финансирования избирательных кампаний кандидатов и учитывать это при голосовании.

Принцип тайного голосования соблюден не в полном объеме, поскольку имело место массовое голосование вне кабинок, в частности, на избирательных участках в Киеве.

Принцип свободных выборов не может быть признан соблюденным. Целый ряд кандидатов, активных участников их избирательных кампаний и их сторонников, неоднократно подвергались угрозам, насилию, нападению и прочим незаконным действиям. В ряде случаев незаконные вооруженные формирования вмешивались в ход избирательной кампании на стороне определенных участников кампании, что не способствовало свободному проведению мероприятий в установленном законом порядке. Кроме того, общее положение в сфере безопасности в ряде регионов не способствовало свободному волеизъявлению избирателей.

Принцип открытых и гласных выборов не в полной мере реализован при проведении выборов президента Украины.

Этот принцип не может быть признанным реализованным при проведении военных действий на территории избирательного округа, легализации бандформирований, захвата и удержания в нечеловеческих условиях аккредитованных журналистов.

ЦИК Украины зарегистрировал около 3 тыс. международных и иностранных наблюдателей, представляющих 19 государств и 19 международных организаций. Самая масштабная миссия наблюдателей от БДИПЧ ОБСЕ представлена 100 долгосрочными и 900 краткосрочными наблюдателями. При этом официальное приглашение для наблюдателей не было направлено Содружеству Независимых Государств, представителям ЦИК России. В ряде окружных избирательных комиссий фиксировались факты препятствия наблюдателям и представителям средств массовой информации в осуществлении их деятельности.

Принцип периодических выборов не может быть признан соблюденным, поскольку полномочия действующего президента Украины В.Януковича, избранного в феврале 2010 г. на 5-летний срок полномочий в установленном Конституцией порядке досрочно не прекращены. Назначение досрочных выборов при таких обстоятельствах является прямым нарушением положений Копенгагенского документа 1990 г., согласно которому государства-участники ОБСЕ обеспечивают возможности кандидатам, получивших необходимое число голосов, надлежащим образом вступать в должность и оставаться в должности до истечения срока своих полномочий или до их прекращения иным образом, который регулируется законом в соответствии с демократическими парламентскими и конституционными процедурами (пункт 7.9).

Свободная деятельность представителей СМИ не обеспечивалась государством в полном объеме. Так, в ходе кампании наблюдались случаи давления, запугивания, похищения журналистов, в абсолютном большинстве случаев представляющих альтернативную официальной точку зрения на политических события в Украине.

На заключительном этапе избирательной кампании в средствах массовой информации стали появляться аналитические материалы о том, что избрание президента впервые в истории Украины возможно в один тур, что позволит сэкономить бюджетные средства и повысить авторитет главы государства. При этом такие материалы сопровождались комментариями либо результатами социологических исследований о том, что таким кандидатом может стать только П. Порошенко. По мнению экспертов, такие материалы с учетом социально-экономической и политической ситуации в стране являются косвенной агитацией за указанного кандидата. В ходе избирательной кампании неоднократно наблюдались случаи распространения результатов социологических исследований без указания сведений, необходимых в соответствии с законом.

Таким образом, выборы президента Украины 25 мая 2014 г., при проведении которых были предприняты попытки обеспечить волеизъявление избирателей и соблюдение отдельных демократических процедур, не могут быть признаны полностью соответствующими международным обязательствам Украины в сфере демократических выборов и международным избирательным стандартам. При организации и проведении выборов не были соблюдены условия, являющиеся необходимыми для признания таких выборов демократическими и обеспечивающими подлинное выражение воли народа».

Разумеется, результаты выборов признали страны ЕС и США, поддерживающие Украину в противостоянии с Россией, но и, судя по высказываниям российских официальных лиц, они тоже настроены вполне конструктивно в развитии взаимоотношений с новоизбранным президентом. Так, глава российского МИД Сергей Лавров заявил: «Мы неизменно выступаем за налаживание реального диалога между теми, кто имеет власть в Киеве, и всеми регионами Украины. Убеждены, что в этом заключается ключ к разрешению того глубочайшего кризиса украинской государственности, который мы наблюдаем. И очень рассчитываем, что украинские власти, теперь уже после состоявшихся выборов, подтвердят свою или объявят о своей приверженности той «дорожной карте» урегулирования, которая была предложена председательством Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе». Косвенно признал результаты выборов и В.Янукович, видимо, смирившийся с ситуацией. «Прошли внеочередные выборы президента Украины. Вне зависимости от того, в каком регионе и какой процент населения пришел голосовать, какой Вы сделали выбор – я этот выбор, сделанный в самое трудное время для нашей Родины, уважаю», – сказал он, хотя при этом подверг резкой критике все, что происходит на Украине.

Разумеется, эксперты, политологи, политики внимательно изучают прежде всего первые заявления нового президента. Конечно, рассчитывать российскому руководству на то, что новый президент Украины сразу пойдет к ним навстречу, не приходится. И политическая биография Порошенко, и его нынешнее положение предполагают неизбежное следование достаточно жесткому курсу на евроинтеграцию и крайне нелегкий разговор с Россией. Перед ним стоят труднейшие задачи и прежде всего – решение проблемы юго-восточных регионов. Порошенко отметил, что один из основных пунктов его президентской программы – завершение войны и стабилизация ситуации в стране. Он заявил: «Мы будем иметь единую унитарную, а не федеративную державу. Это базовый пункт моей президентской программы». При этом Президент Украины считает, что урегулировать ситуацию на юго-востоке Украины невозможно без участия Москвы. Порошенко отметил: «Россия — наш крупнейший сосед. Мы с Путиным знаем друг друга… Говорить о стабильности без диалога с Россией невозможно. Невзирая на те огромные проблемы, которые возникли не по вине Украины, в последнее время в наших двусторонних отношениях, у нас есть достаточное количество форматов, которые нам позволяют приступить к решению накопившихся вопросов». Но дело осложняется и позицией самих регионов: глава президиума Верховного совета самопровозглашенной Донецкой народной республики Денис Пушилин еще до выборов пояснил, что ни с одним из кандидатов ему не о чем разговаривать, поскольку никто из них не «осудил преступных приказов властей в Киеве», а также не осудил события в Одессе, и что диалог ДНР с Киевом возможен «только при участии посредников». В посредники, видимо, Россия и намечается. Вообще, что касается отношений с Россией, П.Порошенко признал: они являются самыми сложными за последние 200 лет.

В первых интервью Порошенко заявил, что посетит прежде всего Донбасс. Первый международный визит Порошенко планирует совершить в Польшу – соседскую страну, с которой Украину связывали очень сложные отношения в прошлом и которая является важным партнером Украины на сегодняшний день. Что касается отношений с Россией, то Порошенко заявил, что начало переговорному процессу уже положено в ходе женевской встречи, которая состоялась в апреле. Он сказал: «Начало переговорного процесса есть – это Женевский формат. Я думаю, что сегодня мы можем вести переговоры с Россией с участием США, ЕС, а также в других форматах». С российским руководством Порошенко намерен встретиться в первой половине июня. При этом Порошенко подчеркнул, что позиция по Крыму остаётся неизменной: это украинская территория, оккупированная Россией, и он пообещал ее вернуть. Порошенко заявил: «Одним из приоритетов деятельности президента и всей украинской власти будет решение крымского вопроса, возвращение Крыма Украине, защита украинцев, которые сейчас живут в Крыму… Принципиальная позиция Украины – мы никогда не признаем референдум крымский, как и Турция не признает факт референдума и факта российского присутствия в Крыму. И второе, что право определять внешнеполитический вектор развития страны принадлежит украинскому народу. По Крыму ситуация очень четкая: Крым был, есть и будет украинским. И нет аргументов признать (его аннексию)». Это обещание бесконечно осложняет как его политическое будущее, так и возможность наладить отношения с Россией: российские руководители и сами граждане исключают даже постановку вопроса о возвращении Крыма Украине. Первая сложность уже возникла с решением Порошенко продолжить антитеррористическую операцию в Донбассе, которая, по его мнению, должна кардинально измениться. Он сообщил: «АТО кардинально изменится: будет более эффективной, более короткой. Кардинально изменится оснащение, условия оплаты… Есть попытка превратить Донбасс в Сомали, но мы будем действовать быстро и эффективно». Сергей Лавров назвал это решение колоссальной ошибкой. Обстрелы территорий ведутся регулярно, число жертв и пострадавших растет.

Президент подтвердил, что его приоритетом на посту президента Украины станет евроинтеграция. Он также отметил, что будет уделять особое внимание борьбе с коррупцией на Украине и развитию планов по модернизации страны.

В одном из своих первых заявлений после избрания президентом он сообщил о том, что Украина выполнила первую фазу плана действий по либерализации визового режима со странами ЕС и переходит ко второй: «Украинцы имеют реальные шансы уже с первого января (2015 г.) ездить без виз в Европейский Союз».

Премьером останется А.Яценюк, который, по мнению Порошенко, неплохо себя показал: ««Я думаю, что сотрудничество, в первую очередь, с главой украинского правительства Арсением Яценюком может быть эффективным. Я на это надеюсь и поэтому никаких планов по смене руководства правительства я не имею».

В то же время президент намерен провести досрочные парламентские выборы. По его словам, одной из причин проведения досрочных парламентских выборов является отсутствие коалиции в парламенте: «На сегодняшний день не существует коалиции, и в условиях военной оккупации и тех вызовов, с которыми сегодня столкнулась Украина, страна не может себе позволить существовать с парламентом, который блокирует решения, которые, в том числе направлены на обороноспособность страны». Он также отметил, что должна быть и политическая ответственность «за те события, которые произошли, и за то решение, за попытку превращения Украины в тоталитарное государство, за законопроекты, которые голосовали 16 января», – имея в виду законопроекты Партии регионов.

Результаты выборов вызвали шквал комментариев – как в России, так и на Западе – от самых пессимистичных до оптимистичных. Как П.Порошенко будет осуществлять предвыборные обещания, неизвестно: наряду с труднейшей внутриполитической и внешнеполитической ситуацией следует еще учесть внутренние политические дрязги, высокий уровень коррумпированности страны, катастрофический уровень экономики, ориентацию П.Порошенко на установки Европы и США.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.


> Все новости ГК   |   > Все новости ГК в регионах   |   > Все новости СМИ о ГК

Другие новости по теме: